19.07.13 Нормы ветеринарно-санитарных правил содержания сельскохозяйственных животных и птицы не должны влиять на снижение поголовья.

Вопрос введения единых норм ветеринарно-санитарных правил содержания сельскохозяйственных животных и птицы  на федеральном уровне, законодательно закрепленных и применяющихся на всей территории Российской Федерации является сегодня необычайно актуальным. В настоящее время  во многих субъектах РФ осуществляются противоправные действия, связанные с распространением на личные подсобные хозяйства  норм содержания животных, предусмотренных для субъектов предпринимательской деятельности, производящих продукцию  на реализацию. Сегодня в связи с отсутствием единых норм регионы самостоятельно принимают решения, основываясь на местном законодательстве. Как результат по данным статистических наблюдений поголовье животных в личных подсобных и крестьянских хозяйствах катастрофически снижается.

В Воронежской, Ростовской, Ленинградской, Тверской областях, Краснодарском крае ситуация обостряется в связи с африканской чумой. В результате в целом по России за последний год (по данным Росстата на 1 июля 2013) поголовье свиней в ЛПХ снизилось на 11%. Что касается отдельных регионов: В Тверской области снижение произошло на 75%, Краснодарском крае - на 97%, Воронежской области – на 41,6.% Цифры просто ужасающие. Значительное снижение поголовья свиней идет  в КФХ – 13% по РФ.

Ситуация катастрофическая для развития свиноводства в России и это  несмотря на общее увеличение поголовья, объяснимое ведением новых крупных комплексов, которые только через несколько лет смогут доказать свою финансовую и экологическую устойчивость (Риски заболеваний в таких хозяйствах гораздо выше).

Ассоциация фермерских хозяйств АККОР обращалась в министерство сельского хозяйства  с предложениями разделить нормы содержания животных для крупных и малых сельхозорганизаций. Предложения были направлены в департамент ветеринарии в феврале 2013 года.

В настоящее время Министерство сельского хозяйства совместно с национальной мясной ассоциацией разработало проект ФЗ - поправки в Федеральный закон «О личном подсобном хозяйстве», касающиеся ветеринарных правил содержания животных в личных подсобных хозяйствах. Поправки разосланы в субъекты федерации. После учета замечаний от регионов они будут направлены в Министерство экономического развития РФ. Реальных подвижек в этом вопросе не следует ожидать до осени.

Что касается сельхозпроизводителей любой организационной формы для них будут действовать общие правила содержания животных, регулируемые в зависимости от степени биологической защиты. Изменения к приказу о введении повышенных требований к содержанию свиней (компартментов) в настоящее время подготовлены Минсельхозм РФ и также направлены в субъекты РФ.

Предложения АККОР, направленные в департамент ветеринарии по запросу  об обосновании целесообразности разработки ветеринарно-санитарных правил содержания сельскохозяйственных животных и птицы в зависимости от размеров сельскохозяйственного товаропроизводителя.

Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России считает целесообразным  разработку ветеринарно-санитарных правил содержания сельскохозяйственных животных и птицы отдельно для малых и крупных сельхозорганизаций. Данная позиция соответствует принятым в ЕС стандартам, где основой сельскохозяйственного производства является фермерское хозяйство.

На сегодняшний день служба по ветеринарному надзору ввела повышенные требования по содержанию свиней в СанПиНы, согласно которых определены 4 степени компартментов, определяющих зоосанитарный статус конкретных хозяйствующих субъектов с целью выявления уровня их защищенности от проникновения возбудителей особо заразных болезней свиней. При этом, хозяйства населения и фермеры отнесены к повышенным степеням компартментов. Результатом этого является значительное сокращение поголовья свиней, в этих категориях, что свидетельствует о неадекватности принимаемых мер.

 Принимая во внимание тот факт, что основной причиной  болезней сельскохозяйственных животных является разнесение инфекции самими людьми, малые формы хозяйствования позволяют значительно эти риски диверсифицировать. Гибель животных на одном фермерском хозяйстве не наносит значительного ущерба и не ставит под угрозу  продовольственную безопасности страны.

Кроме того,  кормовая база малых хозяйств создается чаще всего за счет имеющихся  зерновых отходов в хозяйстве и меньше используются закупаемые корма. Отсюда меньшие риски занесения заболеваний.

Следует отметить тот факт, что КФХ, как правило, имеют фермы, расположенные в далеке от основных трасс, в то время как крупные комплексы  зачастую располагают свои фермы рядом с дорогами, что также вызывает больший риск распространения инфекции.

Существующие санитарные нормы размещения животноводческих помещений для сельхозорганизаций на расстоянии 300 метров от жилых строений не подходят для МФХ, поскольку из-за небольших земельных участков дома и помещения для животных находятся рядом. Для фермерских хозяйств должна быть разработана отдельная норма с учетом специфики организационно-правовой формы и размера хозяйства.

В то же время  следует отметить, что большая скученность скота способствует росту заболеваемости из–за многократного увеличения опасности распространения заболеваемости, снижения иммунитета животных, увеличения нагрузки на экологическую среду и повышению вероятности серьезных загрязнений больших территории. Поэтому следует  законодательно ограничить ветеринарные нормы по количеству скота. К примеру по свиньям - не более 25 тысяч среднегодового поголовья на хозяйство. Это соответствует и международным стандартам, связанным с экологическими требованиями.

Считаем, что ветеринарно-санитарные нормы, включая запретительные меры должны разрабатываться отдельно по категориям и учитывать  специфику  крупных и малых хозяйств.

Необходимо также отметить, что  ветеринарно-санитарные нормы должны быть адекватными и ориентированными не только на запрещающие, но больше  на превентивные меры. Не должно быть заинтересованности ветеринарных служб, как государственной организации, в наличии очагов заражения в связи с тем, что выделяется бюджет на их устранение. Ветеринарная служба должна нести ответственность за нераспространение очагов заражения.        Превентивные меры должны в первую очередь проводиться за государственный счет  и применяться как по отношению к крупным, так и по отношению к малым предприятиям.

 

 

 

 

 

 

 

 

БАНЕРЫ

Галерея фотографий