24.07.13 Доклад Председателя Аграрной партии России Башмачниковой О.В. на заседании рабочей группы Совета Непарламентских партий

Динамика развития земельных отношений в России  характеризуется нарастанием негативных явлений, приводящих к резкому ухудшению состояния и снижению эффективности использования земельных ресурсов в России. Это подтверждают данные Россельхозакадемии, анализ мониторинга данных собранных Ассоциацией крестьянских (фермерских) хозяйств и сельхозкооперативов России от 65 региональных фермерских ассоциаций, данные Союза землеустроителей России, а также Центра Агропродовольственной политики при Правительстве РФ.

  К опасным явлениям, разрушающим земельный потенциал относятся :

 1) деградация сельскохозяйственных земель (развитие процессов водной и ветровой эрозий, опустынивание, заболачивание, закустаривание, обеднение почв);

 2) криминализация сферы регулирования земельными ресурсами (рейдорство, концентрация огромного количества площадей в одних руках;

 3)  снижение эффективности государственного контроля  за использованием и охраной земель, земельными ресурсами.

       Первопричина происходящего кроется в разрушении системы государственного управления земельными ресурсами и адекватной современным  реалиям земельной политики. В подготовленном министерством экономического развития и утвержденном Правительством документе «Основы государственной политики использования земельного фонда на 2012-2017 годы» не отражены в достаточной степени  цели, задачи, а также не определены инструменты управления земельными ресурсами. Основная суть документа сведена к позиции одномоментного отказа от принципа  деления земель по целевому назначению на категории.  Однако, реализация данной позиции ведет лишь к новым бедам в сфере земельных отношений.

         Сохранение сельхозземель, площадь которых составляет порядка 400 млн. га, что в свою очередь эквивалентно десятой части мировых запасов пашни, повышение эффективности их использования важнейшая задача и больной вопрос для России.  Имея столько земельных угодий и возможность стать ведущим экспортером продовольствия, мы производим лишь 1,5% ВВП мирового сельского хозяйства и завозим импорта на 1,5 трл. рублей. Для сравнения можно привести данные по посевным площадям. В 1990 году  посевные площади составляли 117, млн. га, в 2012 – 76,3 млн. га. Только грамотная и адекватная земельная политика позволит реализовать имеющиеся у России возможности и направить земельные отношения по другому тренду.

         Решение земельного вопроса– это не только мощное развитие сельского хозяйства, смежных отраслей и экспорто-ориентированной политики, но и возможность решения демографических проблем на сельских территориях. Для сохранения народонаселения необходимо стимулировать рост рождаемости. Сделать это можно в том чисел за счет создания условий жизни и работы на земле, на сельских территориях : лозунг – своя земля, свой дом, неполный рабочий день. До революции на сельских территориях рождалось 46 детей на 1 тысячу человек. Сегодня в России потолок рождаемости в среднем 13 детей на 1000 человек. При этом на селе 13,% многодетных детей, в то время как в городе только 3.5%.

          К сожалению, сегодня можно говорить о том, что государство устранилось от важнейшей функции – регулирования земельных отношений.  Министерству сельского хозяйства переданы функции законодательного регулирования земельных вопросов, но не деятельности по организации управления землями сельхозназначения. Данная функция рассредоточена по ряду министерств и ведомств.  В результате  у семи няней дитя без глазу. Нет единого органа, разрабатывающего земельную политику и осуществляющего управление земельными ресурсами. Раньше эта функция была за комитетом по земельным ресурсам. Необходимо вернуться к данному вопросу в связи с его  особой актуальностью.

         Проблема деградации сельскохозяйственных земель         серьезно связана с несформированностью земельных участков. По данным Министерства сельского хозяйства в 2012 году только 20% земли оформлено в собственность,  земельных участков  так и не поставлено на кадастровый учет, а значит не зарегистрированы надлежащим образом права на эти земли. Участки не отмежеваны и не оформлены.

             За 20 лет земельной реформы из 12 млн. бывших работников колхозов и совхозов смогли выделить свои земельные доли и получить свидетельства на собственность не более 1,5 млн. крестьян на площадь 25 млн. га. В настоящее время важно найти собственников на оставшиеся 90 млн. га. Проблемы серьезные.

         Простое выделение господдержки на оформление земель крестьянским хозяйствам – наименее защищенному слою сельхозпроизводителей, не решает вопрос. Земли не оформляются во многом по причине того, что выделены в счет земельных долей в виде паев, которые, не будучи оформленными, сданы в аренду.

         Кроме того, на оформление земель нужно потратить сначала собственные средства, субсидии же приходят значительно позже.   Следует отметить также тот факт, что  федеральные средства выделяются, в случае, если есть софинансирование из региональных бюджетов.

         Сложилась практика, по которой нужно формировать межевое дело и пакет документов для постановки на кадастровый учет на каждый отдельный земельный участок. Нужен многоконтурный земельный участок, чтобы правообладатель делал одно межевое дело на весь набор земельных участков, которые входят в состав его землевладения.

          Ситуацию осложняет и длительный период оформления земельного участка, бесконечные возвраты документов на доработку. Важно регламентировать работы по постановке земельных участков на кадастровый учет. Нужен жесткий административный регламент по оказанию данной услуги государством.

         Постановка земель на кадастровый учет - это серьезная задача земельной политики, решение которой позволит создать правовые основания для хозяйственного развития и дать доступ к землям сельхозназначения тем, кто способен и готов их осваивать.

         Острой проблемой является специфика отечественно законодательства, призванного защищать крупных землепользователей, что поощряет теневой оборот земель. Как следствие – отсутствует цивилизованный рынок земли и происходит концентрация огромных площадей в собственности крупных корпоративных структур. К сожалению, закон «Об обороте земель с/х назначения» в том виде, котором он есть,  только способствует развитию негативных тенденций поскольку не предусматривает ограничение максимального размера земельного участка в рамках муниципалитета.        Так в Амурской области одним лицам принадлежит по 100 000 га земли. В некоторых субъектах земли всего района принадлежат одному лицу.

              Всероссийская политическая партия «Аграрная партия России» предлагает следующие меры по совершенствованию земельной политики в России, которые могут изменить вектор  развития земельных отношений.

 1)          Создать единый государственный орган по регулированию земельных отношений,  управлению и контролю за использованием земельных ресурсов под эгидой Министерства сельского хозяйства  РФ. Данный орган должен отвечать за разработку  реализацию земельной политики и отвечать за ежегодный рост введенных в хозяйственный оборот земель сельхозназначения.

 2)     Организовать и провести работы по постановке земель на кадастровый учет и оформление прав на землю. С этой целью необходимо:

 - выделить средства в бюджетах всех уровней, особенно в регионах на  мероприятия по оформлению земель и проведение землеустроительных мероприятий.

  - разработать новый вариант закона «О  землеустройстве», в котором   должен быть  установлен порядок инвентаризации земель  сельскохозяйственного назначения, прописан регламент процедуры  межевания, кадастровой оценки и регистрации земель. Регламент  должен предусматривать срок оформления документов - 3 месяца, принцип одного окна, возврат документов на доработку 1 раз  документы на  доработку

3)    Создать систему мер государственной поддержки  по стимулированию       рационального использования земель, система господдержки  мотивирующая землепользователей использовать залежные земли через         дополнительную государственную поддержку.

 4)    Разграничить земли, находящиеся в федеральной, региональной и   муниципальной собственности.

 5)   В программе поддержки малых форм хозяйствования должны   выделяться  субсидии на оформление земель в собственности в размере 100% затрат до момента оформления с последующей проверкой    целевого использования средств.

 6)  Внести в гражданское законодательство нормы, обязывающие собственников земель сельхозназначения – юридических лиц, раскрывать информацию о конечных бенефициарах - учредителей  акционерных обществ – физических лиц. Это сделает земельные отношения прозрачными, а земельный оборот цивилизованный. Задача – создать подлинный реестр собственников каждого земельного участка.

 7)    Внести поправки в  п. 2 ст. 4. федерального закона «Об обороте земель        сельхозназначения», создающие законодательный заслон развитию   латифундизма  и ограничить площадь одного землевладения  –       10%   общей площади сельхозугодий муниципалитета.  

 8) Внести изменения в Налоговый кодекс, предусматривающие        установление прогрессивного налога на землю, в зависимости от        размера участка согласно шкале. Важно развивать и увеличивать   количество эффективных землепользователей - собственников,                   которые будут владеть          участками земли, обрабатывать их, развивать    свои семьи - т.е. решать вопрос заселения сельских территорий. Это        наиболее    действенный механизм недопускания сосредоточения      большого количества        земель  в одних руках.

 9)       Ввести в закон «Об обороте земель с/х назначения» механизмы         контроля за его исполнением и ответственности исполнительных       органов. Тогда на практике будет обеспечено преимущественное право       крестьян на приобретение в собственность и аренду земельных   участков.

 10) Внести поправки в Земельный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ,   Градостроительный кодекс РФ,  закон «О праве граждан РФ на свободу   передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ»,   разрешающие строительство домов крестьянам – фермерам на землях   сельхозназначения.

 11) Сохранить категории земель сельскохозяйственного    назначения в  Земельном кодексе РФ.

 12) В порядке совершенствования земельного законодательства внести    в Земельный кодекс поправку в части определения в каждом   субъекте РФ зоны особо ценных сельскохозяйственных земель   и  продуктивных сельхозугодий, устанавливаемых Правительством  РФ, использование которых не допускается в других помимо        сельскохозяйственных целях.

 13) Разработать и внести в Государственную Думу ФС РФ законопроект «О совершенствовании единой системы территориального планирования           РФ, в том числе на землях сельскохозяйственного назначения». Это позволит сформировать государственную систему целевого          использования земельных участков, разработать зональные системы      землепользования.

 

БАНЕРЫ

Галерея фотографий