24.07.13 Новая земельная политика как «феникс из пепла». Тезисы доклада Председателя Союза землеустроителей России А.Е.Гуськова на рабочей группе Совета Непарламентских партий

Первым шагом должно быть все же формирование собственной внятной национальной земельной политики, признающей, что земля – есть национальное достояние и обращаться с ней нужно достойно.

Земельная политика есть в Белоруссии, в Казахстане, в странах Запада и Востока. У нас же, за счет роспуска и приватизации  в 90-е годы Земельной службы Советской России и размазывания этой функции среди трех министерств – Минэкономразвития, Минрегионразвития и Минсельхоза, качественная земельная политика была уничтожена. Есть лишь ее фрагментарные проявления в некоторых федеральных законах – «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», «О переводе земель сельскохозяйственного назначения в другие категории». Есть вымученное Минэкономразвития на нескольких страницах Постановление Правительства «О государственной земельной политике», далекое от сути и должного содержания политики как таковой – ни миссии, ни ясных и конкретных целей и задач, ни механизмов. Это подтверждает открытое письмо - призыв к Президенту России от мая 2013 года о срочном вмешательстве, которое, помимо экспертов и экономистов, подписали 12 самых известных и уважаемых академиков Российской сельскохозяйственной академии  «О необходимых мерах по созданию эффективной системы регулирования земельных отношений в РФ».

В течение последних 2 лет с участием ученых, экспертов и ряда депутатов-патриотов Государственной Думы, тех, кто понимает ущербность нашего положения, разработан проект Основ новой государственной земельной политики. В документе сформулированы цели, задачи и механизмы земельной политики, исходя из необходимости евразийской интеграции, заложены основы по всем 7 плоскостям земельных отношений. Таким как: 1) земельно-учетные – это земельный баланс страны, который не делался 20 лет; 2) регистрационные - это обязательная постановка на кадастр всех земель и упрощение процедуры; 3) оценочные –  использование государственной кадастровой оценки не только в фискальных целях, но и в качестве залоговой стоимости для банковской системы, а также возможность опережающего роста залоговой стоимости земель под индивидуальный бизнес-план развития, что увеличит объем вложений в каждый гектар земли; 4) экономические – новая система мер поддержки конкурентоспособного землепользования в условиях ВТО, использующая возможности безлимитной господдержки всех аграрных программ по неблагоприятным регионам и имеющим специальные зональные программы улучшения земель; 5) правовые – разделение понятий владения, использование и распоряжения землей для закрепления плодородных земель как национального достояния за коренным народом и допуска нерезидентов только в качестве эффективных и ответственных аграриев с конечным сроком землепользования; 6) контрольные и надзорные – создание единой системы госмониторинга землепользования взамен действующих множественных федеральных, при этом не эффективных систем; 7) санкции – новая система штрафов и последующего изъятия неиспользуемых или используемых с нарушениями земель.

За принятием Основ новой государственной земельной политики или параллельно должен быть разработан и принят целый пакет законодательства, который концептуально также нами подготовлен.

Это, прежде всего, новая редакция Федерального закона «О землеустройстве», в которой должен быть установлен порядок управления, зонирования, использования и охраны земель с целью реализации государственной земельной политики в отношении земель сельскохозяйственного назначения.

Необходимо внести уточненияв Земельный кодекс в части установления взамен действующего сплошь коррупциогенного - нового порядка изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения на основании результатов сельскохозяйственного зонирования земель сельскохозяйственного назначения, определяемого ФЗ «О землеустройстве».

Закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» нужно дополнить положением о предоставлении уполномоченному органу исполнительной власти  преимущественного права покупки земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, в случае их отчуждения,  а также положением о введении ограничений и особого порядка при отчуждении земель сельскохозяйственного назначения в процессе исполнения процедуры банкротства на предприятиях любых форм собственности. Указанные дополнения должны позволить блокировать использование земель сельскохозяйственного назначения в спекулятивных целях и усилить роль государства в вопросах введения этих земель в хозяйственный оборот.

Нужно внести изменения и уточнения в Градостроительный кодекс в соответствии с изменениями ФЗ «О землеустройстве» и ФЗ «Земельный кодекс» в части порядка зонирования и использования земель сельскохозяйственного назначения.

--

 

БАНЕРЫ

Галерея фотографий