21.05.2015 Обращение Башмачниковой О.В. к ТУМАНОВУ АНДРЕЮ ВЛАДИМИРОВИЧУ в рамках ответа на вопросы читателей Парламентской газеты

Обращаюсь,  к Вам Андрей Владимирович, как к человеку, имеющему серьезную гражданскую позицию. Фермерское сообщество волнует вопрос негативных процессов, протекающих в сфере земельных отношений, связанных с развитием, так называемого, «латифундизма».

Если стратегия сохранения территориальной целостности России предусматривает развитие сельских территорий, то очень важно, чтобы развивалась  диверсифицированная аграрная экономика, предоставленная различными по размеру сельхозтоваропроизводителями или землепользователями – микро, малыми, средними.

Какими на Ваш взгляд должны быть механизмы управления земельными ресурсами в стране, особенно, это важно в отношении земель сельхозназначения? Что нужно сделать для сохранения структуры распределения  земельных площадей  между различными типами собственников, в том числе семейных фермеров, средних и крупных компаний?

                     

Ведь Мы же не хотим, чтобы земли сельхозназначения были в руках  нескольких человек. Это приведет рано или поздно к социальному взрыву. И нигде в мире этого нет. Так в Америке крупное хозяйство - 2500 га, а не 250 тысяч га. Нужно ограничить максимальный размер землепользования в одних руках.

Регулятором здесь могут быть соответствующие поправки:

1) в ФЗ «Об обороте земель сельхозназначения», ограничивающие максимальный размер земельного участка 10% муниципальных земель.

2) в Гражданский кодекс - в части раскрытия информации о физических лицах - собственниках (конечных бенефициарах) земель сельхозназначения

Важную роль здесь могло бы сыграть введение прогрессивного налога на землю.

На фермерских съездах неоднократно обсуждался вопрос земельных отношений и ставилась проблема ухудшения доступа  фермеров к земельным ресурсам. Проблемы возникают у фермеров и при расширении земельных участков и при сохранении имеющихся земельных участков и при создании новых фермерских хозяйств. 

1)    Существующий фермер хочет увеличить земельный участок

Здесь срабатывают региональные ограничения в некоторых субъектах – Например, в Краснодарском крае, действующий КФХ суммарный размер земельного участка не может превышать 200 га. При этом, Агрохолдинг – имеет другое ограничение - 50% размеров муниципальных земель.

На наш взгляд  необходимо  внести поправки в Федеральный закон №171-ФЗ  «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в целях исключения дискриминационных норм для КФХ в части установления предельных размеров земельных участков, определяемых законами субъектов РФ, находящихся в муниципальной собственности и  предоставляемых в собственность крестьянским (фермерским) хозяйствам  для осуществления их деятельности - бесплатно.

Кроме того, расширение земельного участка возможно в рамках 171 ФЗ возможно только в рамках процедуры торгов, а здесь всегда может найтись крупный землевладельце, захотевший стать еще крупнее.

2)    Существующий фермер хочет сохранить свои земли

Возникает проблема с паями, которые находятся в аренде у фермеров

- Во-первых, наследники первоначальных пайщиков рассматривают землю как актив, и готовы при более выгодном предложении от Холдинга либо продать (вместо того, чтобы продолжить договор аренды с фермером) либо поменять арендатора. Существующие юридические инструменты позволяют опротестовать даже существующие договора аренды доказав нечеткость определения границ участка.

Такие случаи есть во многих регионах. Холдинги предлагают более выгодные условия владельцам паев.

Если же земля должны образом не оформлена и участки не выделены,  здесь возникает еще больше поле для махинаций. При этом оформление земли - не простая процедура – во первых дорого, а субсидия недостаточная и приходит потом Во вторых – долго, а в третьих  -можно провести межевание а при поставке на учет участок может оказаться уже переданным другому лицу.

Как можно с Вашей точки зрения, Андрей Владимирович, можно решить эти проблемы?

Кроме того, сейчас, согласно, земельного законодательства требуется подтверждение надлежащего использования земельного участка. Согласно норме 171 ФЗ фермер, при надлежащем использовании арендуемого земельного участка в течение 3-х лет может приобрести его в собственность без торгов.  Механизм подтверждения надлежащего использования находится в стадии разработки.

Очень важно, чтобы для фермеров он не стал очередным бюрократическим барьером и указанные в нем требования не привели к значительным затратам фермера.

3)     Создаются новые семейные фермы.

С 1 марта 2015 года  при создании Новой семейной фермы землю можно получить только выстави участков на торги и осведомив об этом возможных пользователей  основании торгов. Так четко диктует 171 ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ», который вступил в силу с 1 марта будущего года. Без торгов это невозможно по существующей сегодня процедуре. Администрация в срок, не превышающий тридцати дней, обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка по месту его нахождения, а также в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».        Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается по результатам торгов — договор заключается по той цене, которую указал выигравший заявитель.

            Крупный собственник всегда будет иметь больше возможностей и шансов. Кроме того, увидев выставленный на торги участок, у него возникнет мысль, а не прибрать его себе.

Как решить данную проблему ?

         Мы считаем, необходимо внести поправки в Земельный кодекс РФ, Федеральный закон «Об обороте земель сельхозназначения, касающиеся обеспечения начинающих фермеров земельными ресурсами без проведения торгов.»

 Просим Вас Андерй Владимирович  озвучить свою авторитетную позицию по данному вопросу.

 

С уважением,

Председатель Аграрной партии России

Башмачникова Ольга

БАНЕРЫ

Галерея фотографий