7.09.2015 Башмачникова Ольга выступила на Совете Непарламентских партий под руководством Председателя ГД ФС РФ Нарышкина С.Е. с участием Говорухина С.С. и Драпеко Е.Г., выразив позицию аграриев по поводу ФЗ «О культуре в Российской Федерации».

Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги !

Благодарю Вас за предоставленную возможность донести мнение аграриев по поводу обсуждаемого законопроекта «О культуре в Российской Федерации», подготовленного к первому чтению.

Разработанный проект федерального закона «О культуре в Российской Федерации», на наш взгляд является достаточно системным и в большей степени концептуальным документом документом, регулирующим отношения граждан, этнических и социально-демографических общностей в сфере культуры, обеспечивающим гарантии широкого спектра прав и свобод, а также закрепление приоритетов и механизмов реализации важнейших направлений государственной культурной политики.

В современных социально-экономических условиях, принятие нового ФЗ является насущной необходимостью. Высокая его значимость объясняется задачей сплочения и обеспечения взаимоуважительного сосуществования различных этнических и социально-демографических групп в рамках Российской Федерации, а также вовлечения граждан, особенно молодежи в процесс культурного творчества, воспитание молодого поколения на исторических культурных ценностях и на принципе уважения соседствующих культур и традиций.

Принятие проекта создаст правовые условия, обеспечивающие превращение сферы культуры в движущую силу и ресурс социально-экономического развития страны, нравственного развития и воспитания личности на ценностях толерантности, уважения, познания и взаимопонимания  культур и традиций  народов, народностей, различных социально-демографических групп, населяющих РФ. Это в свою очередь позволит повысить сплоченность граждан внутри страны, а также повысит конкурентоспособность  России  на международной арене.

Представляя собой достаточно системный документ, проект ФЗ «О культуре в Российской Федерации», с нашей точки зрения, необходимо дополнить положениями, отражающими задачи государства по развитию сельских территорий, крестьянства, привлечению  и закрепления молодежи на селе, созданию рабочих мест и развитию малого сельского бизнеса.

Решение этих задач связано с необходимостью выделения крестьянства (сельских жителей, работающих на селе) в отдельную социальную группу, предусмотрев одним из приоритетов культурной политики - повышение значимости культуры сельского образа жизни, сельских традиций, которые являются одной из несущих опор воспроизводства сельской семьи, уклада сельской жизни, национальных традиций.

Принимая во внимание тот факт, что на сельское население приходится  порядка  30% граждан, важно не только обеспечить доступ для сельских жителей к городской культуре, но и развивать как отдельное направление сельскую культуру, понимая особую значимость сельского образа жизни, имеющего особую самостоятельную ценность.

Если принять во внимание данные  статистики по сокращению сельских последний, а именно тот факт, что с 2002 года число сельских населенных пунктов уменьшилось на 8,5 тысяч,  кроме того выявлено 19,4 тысячи деревень и сел, которые существуют только де-юро, (реально в них никто не живет), популяризация сельского образа жизни становится особенно актуальной.

Развитие сельских культурных традиций, создание специализированных телевизионных каналов, телевизионных программ, радио передач, телевизионных конкурсов  «Лучший пахарь страны», «Лучшая ферма», «Лучший сельский дом», «Лучшая сельская песня», создание сельских клубов и т.д. – все это позволит возродить значимость сельского образа жизни и  станет важным стимулом при выборе  образа жизни, совмещенного с трудовой занятостью или развитием собственного бизнеса на селе.

Результаты социологического опроса, проводимого Союзом комплексного проектирования и землеустройства сельских территорий (РосЗем) по заказу АНО «Институт общественного проектирования» в 2013 году[1], свидетельствуют о том, 29% городского населения или 25 миллионов россиян[2] готовы сменить городской образ жизни на сельский при выполнении определенных условий, связанных с получением земли, наличием инфраструктуры и возможностью трудоустройства или создания собственного бизнеса. Популяризации сельского образа, сельских традиций, культуры и быта сельской семьи будут стимулировать процессы миграции из города в село.

Для того, чтобы реализовать данные задачи считаем целесообразным выделить в предлагаемом законопроекте самостоятельные понятия «городская культура» и «сельская культура», «городской образ жизни» и «сельский образ жизни»,  «сельские традиции».

Выделение данных позиций в законопроекте позволит при разработке концепции развитии культуры и механизмов ее реализации на федеральном уровне, в субъектах РФ, муниципалитетах, сельских поселениях, предусматривать  определенные специализированные мероприятия по формированию положительного имиджа сельской жизни, что в свою очередь, будет способствовать сохранению и развитию сельских территорий, закреплению молодежи на селе.

Считаем целесообразным усилить позиции законопроекта в части разъяснения механизмов доступа к культурным ценностям,  институтам культуры, услугам организаций, работающих в сфере культуры, культурному наследию, различных социальных групп, включая сельское население. Именно прописанные механизмы позволят использовать в дальнейшем федеральный закон не в значении «концепции развития», а в значении работающего инструмента.

 Спасибо за внимание !

 Башмачникова О.В.

 

[1]Исследование включало серию экспертных интервью и количественный опрос (формализованные интервью с 2200 респондентами в 40 субъектах Российской Федерации). Количественное исследование проводилось как по общей выборке населения России объемом 1000 человек, так и отдельно для четырех целевых групп потенциальных переселенцев (гарантированная выборка (бустер) 300 человек для каждой группы, в сумме 1200 респондентов для 4 групп). Приводимые в пресс-релизе данные основаны на опросе 1000 человек, составляющих общую выборку населения России.

Теоретическая предельная ошибка общей выборки составляет 5%, теоретическая предельная ошибка каждого бустера - до 7%.

[2] (+ или - 1,75 млн. чел. в качестве эмпирической погрешности)

http://www.duma.gov.ru/news/274/1284626/#photo11

 

БАНЕРЫ

Галерея фотографий