5.11.2015 Доклад Башмачниковой О.В. в рамках секции «Создание инструментов информационной доступности и повышения уровня компетенции активных граждан в сельской местности» Форума активных граждан 3 ноября.

«Информационно-консультационное обслуживание малых форм хозяйствования на селе через организации фермерского самоуправления эффективный инструмент развития сельских территорий»

Все мы понимаем, что развитие сельских территорий невозможно без стимулирования предпринимательства.

Однако,  без  развития инструментов информирования и консультирования, активные граждане, проживающие в сельской местности, не смогут реализовать свой потенциал - начать  предпринимательскую деятельность или повысить эффективность уже существующих бизнесов.

Расширение сети  информационно – консультационных служб для предоставления правовых, экономических и технологических консультаций сельским предпринимателям предусматривается и Концепцией устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года.

30 октября в Правительстве РФ состоялось совещание по вопросам занятости в сельской местности и ЛПХ и КФХ были оценены как имеющие значительный потенциал  при решении вопросов занятости на селе.

В связи с этим, вопрос оказания информационной и консультационной поддержки сельским семьям, ведущим ЛПХ или фермерское хозяйство, имеет высочайшую значимость и актуальность.

  На основе многолетней практики деятельности консультационных служб в развитых странах  установлено, что только 3.0 процента фермеров  способны самостоятельно развивать высокоэффективное хозяйство, остальные в консультационной помощи нуждаются.

В нашей стране речь идет о 216 тысяч КФХ и порядка 20 млн. ЛПХ, из которых 2 млн.  являются товарными и помимо решения вопросов самозанятости, могут перерасти  в микробизнес, создавая рабочие места.

Однако, именно эта категория хозяйств не может  позволить себе содержать высококвалифицированных специалистов.

Сельским предпринимателями востребован широкий спектр консультации, позволяющий улучшить их доступ с господдержке, кредитам, сбыту продукции, земельным вопросам, создать кооперативную инфраструктуру. Речь идет о консультациях технологических, инновационных, правовых, бухгалтерских и экономических.

В рамках исследования, которое АККОР проводил совместно с Немецким крестьянским Союзом в 2012 году, было проведено анкетирование 2000 хозяйств из 40 субъектов РФ.

Потребность фермеров в консультировании  распределилась следующим образом:

- Реализация и сбыт продукции – 74%

- Льготные условия при покупке средств производства – 67%

- Правовые вопросы – 67%

- Оформление господдержки – 63%

- Налогообложение – 63%

- Кредитование – 59%

- Бухучет 54%

- Растениеводство/производство кормов – 51%

- Животноводство – 50%

- Вопросы страхования – 48%

- Вопросы кооперации – 45%

- Применение компьютера – 43%

В  рамках исследования  были  получены  данные  об источниках профессиональной информации для фермеров

- на  Профессиональные газеты и журналы -приходится  61%

- на  Интернет – 40%

- на информирование со стороны Управления сельского хозяйства – 38%

-31% фермеров отметили АККОР как источник получения профессиональной информации

-  Профессиональные консультации – 16%

-  Опыт других фермеров – 10%

-  Телевидение – 7%

-  Другие профессиональные союзы – 2%

-  Прочие институты – 4%

Был проявлен интерес и к определенным формам консультирования:

- персональное консультирование выбрали  – 51% опрошенных

- информационные материалы (электронная рассылка, почта, газеты)- 36%

- интернет порталы – 36%

- мероприятия, проводимые экспертами – 35%

- прочее – 2%

В настоящее время  АККОР обеспечивает удовлетворение не менее 30% в консультационном обслуживании своих членов и сторонников, имея в составе.

 В отдельных  субъектах РФ этот процент значительно выше и  доходит до 70%.  В этой связи интересен опыт Башкирии

Интересен опыт развития консультирования в Башкирии

В Башкирии АККОР реализуют эту задачу, совместно с центрами сельхозконсультирования, и на уровне районов и на уровне региона это один  эффективно функционирующий организм. Организационная структура ИКЦ накладывается на структуру АККОР, т.е. директоры ИКЦ выполняют задачи руководителей районных подразделений АККОР.

В оказываемых объединенным центром услугах  

-на долю субъектов мало предпринимательства приходится более 59%,

-на долю  услуг сельскому населению – 20%.

В рамках проекта с Немецким крестьянским союзом с 2012 АККОР перенимает немецкий опыт развития консультационной деятельности и реализовав его в 9 пилотных  регионах.

По результатам мониторинга, проведенного в 2013 году по заданию Минсельхоза России ФГБУ «Учебно – методический центр сельскохозяйственного консультирования и переподготовки кадров агропромышленного комплекса», в 17 субъектах РФ фермерские ассоциации были включены в систему сельскохозяйственного консультирования – что означает активная деятельность данных центров.

Очевидно, что, фермерская ассоциация, учрежденная самими фермерами, является, эффективным институтом  информирования и консультирования, поскольку  она заинтересована  работать с людьми, увеличивать членство, а, главное, сформировала  доверие – люди идут в АККОР со своими проблемами как в представительскую организацию, отстаивающую их интересы.

Большая часть информационных услуг и часть консультационных - оказывается в рамках уплаты членских взносов, однако более сложные и трудоемкие консультации требуют привлечения квалифицированных специалистов, которых трудно содержать в штате общественных организаций без дополнительной поддержки.

Федеральная и региональные организации фермерского самоуправления активно вовлечены в процесс передачи эффективных практик и опыта в других регионах.

Так только за 2014-2015 годы были организованы поездки в Калугу, Тулу, Казань. В декабре планируем поездку в Липецк в целях изучения опыта кооперации.

АККОР активно занимается и передаче иностранного опыта – организовываются поездки в Америку, Германию, Финляндию – в рамках сотрудничества с фермерскими союзами данных стран. Идет передача опыта хозяйствования, кооперирования, а также работы самих союзов и оказываемых ими услуг.

Зарубежный опыт консультационной службы имеет более чем столетнюю историю.

В развитых странах поддержка консультационной помощи считается самым эффективным видом поддержки фермерским хозяйствам и на эти цели выделяется до 10 % от общего объема поддержки и до 1 % от стоимости валовой продукции произведенной фермерами.

При этом услуги могут оказываться бесплатно (муниципальными службами и сельскохозяйственными палатами) или на платной основе, но тогда существует субсидирование стоимости данного вида услуг.

К сожалению, в Государственной программе развития сельского хозяйства до 2020 года данные средства не предусмотрены.

Ресурсы на развитие системы консультационного информирования, конечно, должны выделяться. Однако, здесь следует помнить о рисках.

Зачастую  интересы малых форм хозяйствования в вопросах доступа к чему бы то ни было учитываются при обосновании потребности-  в кредитовании, выстраивании сбытовых каналов, развитии Оптово-распределительных центров и т.д. Когда же речь доходит до распределения средств финансирования, срабатывают другие - более удобные приоритеты.

Поэтому наиболее заинтересованной структурой, которая способна оказывать услуги сельским предпринимателям, является некоммерческая организация самими предпринимателями и созданная  - в данном случае организации фермерского самоуправления.

В 2006 году межведомственная рабочая группа по приоритетному национальному проекту «Развитие АПК» при Совете при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов, рекомендовала органам исполнительной власти субъектов РФ развивать консультационную службу для малых форм хозяйствования на базе региональных АККОР с софинансированием из бюджета (протоколы от 16.05.2006 № 7 и от 11.10.2006г. № 12)

Интересен в этой связи опыт Дании и Польшы

В Дании Консультационная служба  сформирована на базе фермерского союза.Консультационную помощь оказывают специалисты, работающие в районных фермерских союзах (2600 человек в 80 районах).

Главным достоинством такой консультационной службы является то, что за организацию и выполнение работы консультационными центрами полностью отвечают сами фермеры - потребители услуг. Примерно 2 тысячи фермеров избраны в органы управления фермерскими союзами.

Датская консультационная служба общепризнанна как самая эффективная и наименее затратная для бюджета, так как часть услуг оказывается в счет уплаты членских взносов.

Если в настоящее время в большинстве стран ЕС бюджетная поддержка не менее 50 процентов от общей суммы доходов консультационной службы, в Дании около 20 процентов.

Датская модель консультационной службы успешно адаптирована в Польше. Специальным законом 1995 года консультационная деятельность определена основной функцией органов фермерского самоуправления – сельскохозяйственных палат. Основные направления консультирования: сельское хозяйство, экономика домашнего хозяйства и альтернативная занятость (в основном, сельский туризм)

Считаем:

Информационно-консультационные службы в сельской местности должны создаваться на базе региональных и районных организаций фермерского самоуправления одновременной с интеграцией в данные службы экспертов-консультантов, которые сформированы в рамках  региональных центров сельскохозяйственного консультирования и бюджетной поддержкой.

Задача нашего государства сегодня иметь консультационные структуры как минимум во всех районах, как максимум -по 1 консультанту в сельском поселении.

Однако единую работающую систему и разветвленную сеть сложно  сформировать без государственной поддержки -сложно содержать квалифицированных специалистов и нужное кол-во рабочих мест.

Помимо этого, в резолюцию необходимо внести следующие пункты:

Предложения в резолюцию

Система информирования и консультирования должна строиться по          различным направлениям:

  1. Создание центров информирования и консультирования сельского населения на базе некоммерческих организаций фермерского самоуправления с интегрированием в данную систему экспертов-консультантов существующих центров сельхозконсультирования.

      2. Развитие каналов информирования о существующих возможностях, программах, позитивном опыте посредством муниципальной прессы,  информационных интернет-порталов, личностного информирования через общественные организации.

     3. Создание информационных каталогов  в рамках специализированных интернет порталов по технике, технологиям, типовым проектам, экспертам-консультантам с учетом персональных рейтингов

     4. Обеспечение повышения квалификации экспертов-консультантов

     5. Обеспечение процессов передачи позитивного опыта и эффективных практик бизнеса в сельской местности

     6. Развитие сети интернет  в удаленных районах и сельских поселениях, подключение к интернет фермеров и ЛПХ Улучшение доступа к мобильным коммуникациям.

БАНЕРЫ

Галерея фотографий