9.09.2016 Выступление Башмачниковой О.В. 8 сентября на круглом столе «Развитие сельского предпринимательства 2030», состоявшийся в рамках форума малого и среднего предпринимательства «Взгляд в будущее» в Казани с участием Президента республики.

«Форум, состоявшийся в Казани с участием Президента республики Минниханова Рустама Нургалиевича, посвящен задаче увеличения доли малого  бизнеса в структуре экономике страны, поскольку именно это основа развитых экономик мира. Интересным был представлен анализ предпринимательства в периоды экономических кризисов. Самым выживаемым оказался именно семейный бизнес. Именно семейные предприятия выстояли в сложнейшие периоды и  показали относительно ровную динамику. Количество предприятий, основанных на других принципах значительно сокращалось, это данные научных исследований.»

Сегодня аграрный комплекс заслужено стал одним из основных драйверов отечественной экономики. Однако, рост 2-3% в год   не является широкомасштабным, страна имеет гораздо больший потенциал.

Считаем, именно крестьянские фермерские хозяйства сегодня формируют основу аграрной экономики и будущее российского села.

Фермер – это прежде всего предприниматель, живущий и работающий на земле. Он ценит свой образ жизни, самостоятельность хозяйственность в принятии решений. Он несет социальную миссию – строит дороги, ремонтирует школы, возводит  храмы, поддерживает подсобные хозяйства граждан.

В общем пироге на долю крестьянских(фермерских) и личных подсобных хозяйств приходится производство порядка 50% валовой сельскохозяйственной продукции  и это соотношение в целом не меняется на протяжении десятилетия вопреки тому, что основной финансовый поток в АПК перераспределяется не в пользу данного сектора.

Тем не менее, фермерский уклад, являясь наиболее динамичным, наращивает производство и  демонстрирует наивысшие темпы роста. За последние десять лет они в 1,6 раза выше, чем по отрасли в целом.

И если АПК - драйвер экономики, то фермерство  имеет все предпосылки,  для того, чтобы стать драйвером сельского хозяйства. Однако, на сегодня массового развития в России оно не получило. Количество КФХ имеет тенденцию к снижению. Так при вновь созданных 29 000 хозяйств в 2015 году, 30 тысяч выбыли из сельхоздеятельности (или перешли в ЛПХ). Подобная динамика прослеживается из года в год.

Однако, что может мотивировать людей оставаться и работать на селе? В первую очередь, стабильно получаемые доходы и понятные правила предпринимательской деятельности.

Для  того, чтобы запустить массовое аграрное производство, производство, в которое вовлечено значительное количество сельских жителей необходимо создание определенных условий.

  1. Фактическая и стоимостная доступность ресурсов
  2. Доступность и достаточность государственной поддержки,
  3. Создание специализированной инфраструктуры движения продукции от поля до прилавка
  4. Оказание современного инфорфмационно-консультационного обслуживания

 Центральным направлением стратегии развития АПК должно стать стимулирование создания и развития семейных ферм с увеличением их количества до 1 млн.  к 2030 году.

Первейшее условие реализации этой задачи - решение земельных вопросов. Мы убеждены, фермерам необходимо  выделять землю в аренду,  переводить ее из аренды в собственность,  а также расширять участок  без торгов и без условия «наличие 1 заявления».

С другой стороны, необходимо законодательно установить предельные площади земельных участков у одного собственника и ввести прогрессивный налог на землю. Это остановит рост латифундий.

Важно со стороны государства стимулировать крупные предприятия, агрохолдинги передавать этап первичного сельскохозяйственного производства семейным фермам на взаимовыгодных условиях. Это мировая практика и первейшее условие развития контрактной системы сельского хозяйства.

Также необходимо в самое короткое время решить вопрос со строительством жилья на землях сельхозназначения.

Второе. Мы должны серьезно говорить о значительном расширении масштабов действующих программ поддержки начинающих фермеров и семейных животноводческих ферм. Главная задача - обеспечить участие в программах всех претендентов, соответствующих предъявляемым требованиям. Принимая во внимание готовность субъектов к софинансированию, предлагаем увеличить  бюджет программ в 2-4 раза, ведь от того, что увеличился максимальный размер грантов, при сохраненном объеме финансирования субъектов предпринимательства больше не станет.

Третье. Важно обеспечить реальное доведение до КФХ погектарной поддержки. Считаем, что в оценке работы главы муниципального района должен присутствовать показатель – кол-во крестьянских хозяйств, получивших несвязанную поддержку на га.  Необходимо также ввести ограничение максимально возможного объема господдержки на одно предприятие, а само направление значительно докапитализировать.

Четвертое. Необходимо запустить программы активного кредитования малых форм на селе через целевое фондирование коммерческих банков, а также создать федеральный фонд поддержки микробизнеса в АПК, представляющий займы фермерам за счет перераспределения части финансовых ресурсов Федеральной корпорации МСП. Соответственно необходимо сформировать сеть финансовых институтов на местах.

Пятое. Распространить патентную систему налогообложения на все виды сельскохозяйственной деятельности.

Сегодня является очевидным, что самостоятельно фермерские хозяйства  не смогут выстоять в рыночной системе,  им нужна кооперация  или интеграция с более крупными бизнес структурами.

На этом держится мировое сельское хозяйство, представленное двумя экономическими системами, конкурирующими друг с другом.

Первая  - это крупный коммерческий бизнес, построенный по принципу управления сверху вниз и имеющий тенденцию  сращивания и создания в итоге монополистических объединений.

Вторая же - кооперативная система, созданная по инициативе снизу самими малыми предпринимателями при содействии государства.

К сожалению, складывающиеся в России интеграционные модели в большинстве случаев не являются для фермеров эффективными и стимулирующими, поскольку агрохолдинг-интегратор, как правило, навязывает ценовые условия, которые в итоге оказываются  хуже рыночных. Здоровая интеграция возможна в ситуации, когда  государство, имея контрольный пакет акций может  само влиять на интегратора, либо передает блокирующий пакет акций фермерскому кооперативу.

В этой связи особую значимость имеет именно сельскохозяйственная потребительская кооперация. Нельзя не признать,  не смотря на длительную и успешную историю, уходящую корнями в дореволюционный период, кооперация в стране сегодня  находится в зачаточном состоянии. Ее развитие невозможно без серьезной роли государства, предусматривающей как меры  прямой поддержки кооперативов, так и создание условий для самостоятельного развития кооперативного движения.

Что здесь нужно сделать.

Во-первых -увеличить в разы объем финансирования программы развития сельскохозяйственной потребительской кооперации с тем, чтобы расширить спектр направлений, получающих господдержку.

Речь идет о кооперативах по хранению и переработке  зерновых и зернобобовых культур, подсолнечника, кормовых культур, сахарной свеклы, и технических культур, о подключении кооперативных объектов к инженерной инфраструктуре, строительстве малых логистических центров.

Во-вторых – необходимо рассмотреть в качестве части собственных средств кооператива имущество внесенного в неделимый фонд и  используемое в  работе СПК. Это улучшит доступ кооперативов к программе поддержки.

В-третьих,  необходимо выделить в отдельное направление поддержку кредитной кооперации.

 Национальный приоритетный проект развития АПК решил задачу доступности финансовых ресурсов для малых форм, в том числе через систему кредитных кооперативов – доля кредитов малого сектора была увеличена с 0,16% в общем объеме кредитования  до 14%.

Начался количественный рост КФХ, личные подсобные хозяйства в этот период перестали снижать поголовье животных. Сегодня в целом по России тенденция обратная. По сравнению с 2012 годом в денежном выражении доля кредитования МФХ снизилась с 49 до 7 млрд. в 7 раз. Кредитная кооперация могла бы эту тенденцию остановить даже при незначительной поддержке благодаря мультипликативному эффекту привлечения средств на полученный ресурс.

 

В-Четвертых. Стимулировать развитие кооперативов через налоговые льготы и скидки в цене на технику и оборудование, закупаемые на кооператив  в размере 50 % .

 

В-пятых. Развивать альтернативную систему торговли различных форматов – кооперативные рынки, постоянно действующие торговые площадки, магазины шаговой доступности, мобильная торговля с колес. Интересным в этом смысле является опыт моделирования торговых участков для кооперативной торговли  СПК  «Российское село» в республике Башкирия.

Для улучшения доступа в существующие торговые сети необходимо предусмотреть законодательную норму, согласно которой в региональных торговых сетях должно продаваться не менее 50% продукции, производимой в этих же регионах местными производителями.

 

           Особо хочу остановиться на проблеме развитие личных подсобных хозяйств, которые с одной стороны являются важнейшим резервом фермерского уклада с другой самостоятельными ценными единицами производства.

Мы не согласны с расхожим мнением, что ЛПХ себя изживают и не имеют будущего. Показателен в этом плане пример станице Должанской Краснодарского края.

Здесь 47 ЛПХ получили по 1 га земли, выделенной единым массивом под закладку виноградника. На средства программы самозанятости, единообразно купили саженцы, прошли обучение и выращивают виноград. Один из крестьян оформился начинающим фермером, получил грант и, купив технику стал оказывать услуги всем 47 хозяйствам по обработке земли. Работу с лозой каждый хозяин ведет самостоятельно. В настоящее время ЛПХ созрели для объединения в кооператив. Хотя элементы неформальной кооперации уже были: - совместная закупка саженцев, совместные расходы на охрану виноградников, обучение единой технологии, оплату труда ученых–консультантов.

По сути, представленная модель  -это инновационный проект модернизации села, который может лечь в основу развития сельских территорий и освоения земель, решения вопросов не только самозанятости, но по сути промышленного производства. Подсобные хозяйствам организованные таким образом, стали единым специализированным предприятием производящим продукцию большого обьема.

Считаем необходимым и целесообразным: в регионах с наличием неиспользуемых земель активно распространять опыт выделения сельским жителям в рамках закона об ЛПХ по 1 га земли единым массивом для ведения специализированного производства, а в рамках Госпрограммы выделить отдельное направление по поддержке опорных фермеров, осуществляющих процесс интеграции и кооперации с ЛПХ в части их производственно-хозяйственного обслуживания.

 

Фермерство безусловно является основой возрождения российского села. Фермеры 21 века – это семейные предприятия различные по размеру и уровню используемых  технологий, организованные людьми, ценящими сельский образ жизни и интегрированные в кооперативные системы. Симбиоз сельского предпринимательства и кооперации  позволит  поднять экономику села на более высокий уровень, создать обслуживающую инфраструктуру, получить мультипликативный  синергетический эффект - роста производства и процветания заселенной и благоустроенной российской деревни.

 

БАНЕРЫ

Галерея фотографий