30.10.13 Аграрная партия приняла участие в заседании рабочей группы СНП «Природопользование, экология и аграрная политика».

28.10.13 Аграрная партия приняла участие в заседание рабочей группы  «Экология, природопользование и аграрная политика» Совета непарламентских партий при Председателе Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Тема заседания была посвящена реализация принципа "Ответственность производителя" в соответствии с изменениями в 89-ФЗ (Закон об отходах производства и потребления) как основы для формирования в Российской Федерации отходоперерабатывающей индустрии.

Актуальность темы обусловлена принятием поправок в закон «Об отходах производства и потребления» (89-ФЗ). До 01.05.2014 года закон должен быть принят ГД во втором и третьем чтениях. Согласно Поручению Председателя Правительства РФ, до 28 октября сего года законопроект, несущий в себе принципиальные изменения  в 89-ФЗ, должен пройти согласование во всех министерствах и ведомствах РФ и будет внесен на рассмотрение в Правительство РФ.

Основной вопрос, который должен быть решен, является организация финансирования системы обращения с отходами, а именно строительство мощностей для переработки и обезвреживания отходов на территории РФ. Реализация принципа «ответственности производителя»  должна предоставить возможность производителям самостоятельно, без перечисления денежных средств в Государственный Фонд, отвечать за утилизацию своей продукции и создавать комплексную инфраструктуру для переработки собственной продукции в конце жизненного цикла.

В заседании принял участие Шувалов Ю.Е. – заместитель руководителя аппарата Государственной Думы, Шингаркин Максим Андреевич - Заместитель председателя комитета ГД по природным ресурсам, природопользованию и экологии, Жуков Владислав Владимирович - член Совета при Председателе Совета Федерации ФС РФ, Марьев Владимир Александрович -Организация Объединённых Наций  по промышленному развитию (ЮНИДО).

 

На заседании обсуждались следующие вопросы:

 

  1. 1.     Совершенствование Государственной  политики в области экологии и природопользования, региональные аспекты природоохранного законодательства РФ.

 

 

  1. Актуальная информация об изменениях в 89-ФЗ в соответствии с Поручением Председателя Правительства РФ от 30 апреля 2013 года ДМ-П9-2978.  Предложения по организации и функционированию Государственного фонда, аккумулирующего утилизационный сбор.

 

 

  1. О необходимости отраслевого подхода при реализации "ответственности производителя", соблюдения международных подходов и принципов и  международного опыта при формировании нормативно-правовых документов в области реализации принципа "ответственность производителя".

 

 

  1. 4.     Законодательная основа и экономическое стимулирование в развитии отходоперерабатывающей отрасли.

 

 

  1. 5.     О важности объединения усилий экологически настроенных профессиональных экспертов и общественности. Реализация проектов «зелёной экономики» в РФ, выработка единой платформы для оздоровления экологической ситуации в России.

 

  1. Международный опыт при формировании нормативно-правовых документов в области реализации принципа "ответственность производителя".

 

Тезисы выступления Председателя АПР  по теме рабочей группы:

Позиция АПР об ответственности производителя

За несколько последних десятилетий тароупаковочное хозяйство превратилось в важнейшее звено экономики, но одновременно — и в угрожающе широкий поток неконтролируемого уничтожения ресурсов. Взаимозависимость развития упаковочного хозяйства  и  роста мусорных свалок сегодня общепризнанна.

Стремительное расширение и совершенствование этого хозяйства позволило сократить потери продукции, гарантировать сохранение ее качества, увеличить сроки хранения, обеспечить возможность доведения товара до потребителя.

Однако, сохранение нынешнего подхода к вопросам упаковки ведет к назреванию глобальной кризисной ситуации: с одной стороны, на цели упаковки уходит все более весомая доля добываемых на планете материальных ресурсов (древесины, некоторых металлов, нефти, газа), с другой стороны — выполнив в короткий срок свои упаковочные функции, эти ресурсы оказываются, как правило, на мусорных свалках, которые уже сегодня более чем на 40% состоят из использованной упаковки. 

За последнее десятилетие увеличивается объем отходов, а не их масса. Тому причины есть маркетинговых свойств (яркая и объёмная упаковка стимулирует спрос, быстрый оборот изделий с малым сроком службы более выгоден для производителя и торговых сетей).

Противодействовать этой тенденции можно нет только законодательным путём, но и путём стимулирования производителей, уделяющих внимание защите окружающей среды в приложении к своей продукции). Чему и служит данный закон.

Во всех зарубежных странах в той или иной мере реализуется принцип ответственности производителя (промышленного потребителя) упаковки за жизненный цикл упаковки, введенной им в обращение на рынок.

При имеющейся тенденции сближения законодательства по вопросам упаковки в европейских стран, системы сбора, сортировки и утилизации упаковочных отходов адаптированы к условиям каждой страны и зависят от принятой концепции и возможностей.


Общими признаками систем обращения упаковочных отходов, основанных на использовании товарного знака «Зеленая точка», являются финансирование промышленными предприятиями процессов раздельного сбора, сортировки, утилизации и вторичной переработки упаковочных отходов, а также  разъяснительная  работа  с населением.

Системы обращения упаковочных отходов адаптированы к конкретным условиям каждой страны, различаются собственно системы сбора, а также системы вторичной переработки и утилизации. По сути отличаются друг от друга диапазоны деятельности систем, доли ответственности участников систем, и доли участия в финансировании, а также системы контроля систем.

 

СИТАУАЦИЯ  В  РОССИИ

Анализ рынка позволяет сделать вывод, что в России практически полностью отсутствует система организации сбора и вовлечения в хозяйственный оборот упаковочных отходов. Опыт организаций, связанных с утилизацией ТБО показывает, что

-в России вторично перерабатывается лишь 10-15% упаковочных отходов;
-недостаточно законодательство в части сбора и переработки упаковочных отходов;

-отсутствует опыт сбора и переработки упаковочных отходов;
-не развит рынок услуг по сбору упаковочных отходов; 
-не развита инфраструктура предприятий по переработке упаковочных отходов;
-отсутствует механизм взаимодействия между фирмами, занятыми в сфере сбора и переработки отходов;

-отсутствуют научно-методические и консультативные мероприятия (лекции, семинары, выставки, конкурсы и т.д.) для организаций и предприятий, на которых образуются упаковочные и коммерческие отходы;

-не используется положительный зарубежный опыт сбора и переработки упаковочных отходов, а также механизмы финансирования этих процессов.
-практически отсутствует нормативно-правовая база обращения с отработанными тарой и упаковкой, что является препятствием формирования источников финансирования систем сбора и переработки вышедшей из употребления упаковки, как необходимого элемента инфраструктуры товарного рынка.


ПРОБЛЕМА   РАЗДЕЛЬНОГО и СЕЛЕКТИВНОГО СБОРА МУСОРА

Решение проблемы переработки отходов например упаковочных требует селективность при сборе мусора.

Необходимость селективного сбора отходов признаётся многими и вопрос этот поднимается на любом обсуждении, посвящённом проблеме обращения с ТБО. Действительно, одной из основных проблем, мешающих эффективной переработке отходов является сильная неоднородность состава ТБО. Эффективно разделять ТБО на более-менее однородные по составу фракции технически очень сложно и экономически нерентабельно (за малыми исключениями такими, как отбор чёрных металлов). Селекция непосредственно в местах образования могла бы значительно повысить эффективность переработки и возвращать в оборот ценные компоненты отходов. По крайней мере, селективный сбор особо токсичных компонентов ТБО (главным образом, люминесцентных лам и отработанных источников питания — гальванических элементов и аккумуляторов) мог бы значительно снизить токсичность компоста. Полезным был бы селективный сбор стекла, пластика и картона/макулатуры.

К сожалению, раздельный сбор отходов встречает значительные трудности.

Во-первых, для его внедрения требуется повышение общей культуры — сортировать мусор по видам ещё во время образования всё же требует некоторых усилий.

 Во-вторых, необходимо значительное увеличение контейнерного парка, а в домах, оборудованных мусоропроводом оборудование дополнительных контейнерных площадок.

В-третьих, мало селективно собрать — нужен ещё и селективный вывоз. Для этого требуется пойти на значительные траты по закупке дополнительного автотранспорта.

В четвертых, нужна целенаправленная государственная политика в этой области. Защита окружающей среды вообще и обращение с отходами в частности — та область, в которой невозможно обойтись одними рыночными механизмами, обязательно нужно государственное регулирование.

Грамотное законодательство и поддерживающая государственная политика  позволит:


- на 30% снизить нагрузки на полигоны за счет уменьшения количества захороняемых ТБО;


- обеспечить вовлечение в хозяйственный оборот ценного вторичного сырья;


- построить дифференцированную систему солидарной экологической ответственности производителей за загрязнение окружающей среды отработанной тарой и упаковкой и обеспечить ее нормативно-правовой базой на основе складывающихся контрактных взаимоотношений между «производителем тары – производителем продукции – покупателем – конечным потребителем»;


- разработать систему формирования инвестиционных средств для реализации проектов утилизации тары и упаковки импортного производства на основе централизации платежей неналогового происхождения и государственного контроля в сфере обращения с отходами;

- разработать аналогичную систему для тары и упаковки отечественного производства на основе оптимизации экономических и внешнеэкономических издержек участников системы солидарной экологической ответственности.

 -стимулировать  производство экологически чистой упаковки.

АПР

БАНЕРЫ

Галерея фотографий