12.11.13 Александр Ковбас -Для того, чтобы управлять такой великой страной как Россия, нужны государственные мужи – люди, для которых пребывание у власти – это служение своему народу, это великая миссия.

Российская земля с героической  историей, вековыми традициями, с многострадальным народом – тружеником – ей надо не только хотеть, но и уметь руководить, быть настоящим патриотом своей страны.

Россия самая огромная территория в мире по площади, самая богатая по запасам природных ископаемых, по водным и земельным ресурсам, по уникальности человеческого капитала. И имея все это богатство, быть такой неустроенной и нищей страной – «заслуга», в первую очередь, руководства страны. Уверен, беды нашей экономики идут от неконструктивного и беспринципного подхода к формированию руководящего эшелона. Нельзя назначать руководителями министерств и ведомств, ответственных за целые отрасли экономики, людей, не имеющих профильного образования, опыта работы, т.е.  людей случайных в той или иной отрасли хозяйства. Главным мерилом отбора ставится преданность руководству и тезис «свой человек». А должны работать люди, зарекомендовавшие себя в своей отрасли как высококлассные специалисты, профессионалы. Более того, выполнение поставленных задач крайне важно подвергать жесткому контролю.

Минсельхоз России – главный стратег и тактик развития сельского хозяйства, всего села, жизни каждого сельчанина. В марте 2012 года по инициативе Министра сельского хозяйства Н.В.Федорова был созван Первый Съезд сельскохозяйственной кооперации в России. Участвовало 1100 делегатов со всех регионов. Все собравшиеся делегаты поддержали инициативу Министра и горели желанием сдвинуть застопорившееся колесо кооперативного движения. И с трибун прозвучали не только обида и гнев, но реальные предложения по изменению работы с/х кооперации, реформированию самого Министерства сельского хозяйства России, в т.ч. по созданию Департамента  по работе с кооперацией и федерального, и регионального значения.  Делегаты активно выступали, буквально фонтанировали новыми идеями, было озвучено порядка 50 предложений, большинство которых было включено в резолюцию. И что мы сегодня имеем? После Съезда была создана рабочая группа, которая активно работала и пыталась решения Съезда воплотить в конкретную целевую программу по поддержке с/х кооперации. Руководство Минсельхоза практически на 90% исключила предложения делегатов из резолюции Съезда, но и даже в этом виде целевая программа до сих пор сегодня не принята!  Для чего было нужно будоражить умы людей, зачем давать надежду?

Финансирование. И здесь омут - темный и глубокий. Сегодня даже по принятой целевой программе развития молочного, мясного, овощного производства федеральный бюджет должен десятки млрд. руб.  Программы «начинающий фермер», «семейные фермы» завязаны на софинансирование региональными бюджетами, а в регионах денег не хватает даже на социально защищенные статьи расходов. Губернаторы приоритеты расставляют в ущерб поддержке сельского хозяйства. Разве можно финансировать по остаточному принципу то, что кормит и поит, дает возможность жить и работать?!

Главное предложение делегатов - оказание поддержки с/х товаропроизводителям на уровне наших конкурентов из Евросоюза по-гектарно до 500 евро так и не заработало. Кредиты фермеры с Евросоюза получают от 1% и сроком до 30лет, плюс различного рода льготы и субсидии, тогда как  наш фермер получает от 14% и сроком не более 3 лет, плюс удорожание энергоресурсов, отсутствие инфраструктуры и логистики. Может он так развивать свое производство?  

Такую государственную стратегию и тактику, по-другому, как враждебной для своего с/х производителя никак не назовешь. Волна банкротств мелких фермерских хозяйств будет только нарастать. Может быть, вертикально интегрированные агрохолдинги и выживут, ведь они не создают массово рабочих мест на селе, они не отвечают за инфраструктуру и защиту социальную характера. Закрываются сельские школы, больницы, да что там больницы – фельдшерских пунктов и то нет в ином поселении. Сельское население, не связанных непосредственно с сельским производством, или разорившиеся крестьяне мигрируют в города. Мы получаем громадные проблемы с опустыниванием сельских территорий. По статистике за 3 года с 2010 по 2013 годы уже более 8 тыс. деревень и малых городов обезлюдело, на деле же эта цифра в 2 раза больше.

Как переломить эту проблемную ситуацию? Нужна новая государственная политика. Необходимо радикально и срочно менять отношение к сельскому хозяйству, к сельскохозяйственной кооперации. Сельхозкооперация – мощный, исторически апробированный инструмент в укреплении экономики страны, способный объединить крестьян, фермерские хозяйства, а так же сельских жителей, не связанных с сельским производством, но занятых в других социально-бытовых, экономических сферах, являющихся важными звеньями создания благоприятной микроэкономической обстановки на селе. Сельхокооперация создает товаропроводящую систему поле - прилавок. Кредитные кооперативы работают за сотни километров от банков и очень успешно занимаются как выдачей кредитов, так и сберегательной политикой для сельского населения, где доходы мизерные, а прибавка к пенсии так необходима. Снабженческо-сбытовые кооперативы, объединяя фермеров, оказывают услуги логистического характера: хранение, фасовка, заключение контрактов, доставка и сбыт продукции. Занимаются снабжением всего, что необходимо для сельского производства – централизованно закупая семена, удобрения, технику, зап.части и др., существенно снижая затраты своих пайщиков. Производственный кооператив молочного, мясного, овощного направления объединяет крестьян по совместному производству, направлений деятельности кооперативов множество.

Т.е кооперация - это гибкая и жизнеспособная система для выживания мелких товаропроизводителей. И она должна получать государственную поддержку! Реальную, а не на бумаге. Масштабную, ибо ложка меда уже не спасет бочку, полную дегтя. 

Необходимо вспомнить и применить все то, что уже было когда то в России, ее дореволюционный опыт  - реформы Столыпина по переезду населения с Европейской части в Сибирь и на Дальний Восток. На что государство выдавало значительные подъемные на переезд, на покупку с/х животных, строительство домов, освобождало от налогов на 20лет, не ограничивало в выборе земельного участка и количестве гектар на семью.

Сегодня Россия стоит перед выбором - либо она останется великой державой с  героической историей, либо это будет уже совсем другая страна.

За 20 лет постсоветского периода многое, если не сказать все, было утрачено или разрушено в аграрном секторе.  А нарождающееся фермерское движение еще не окрепло и не имеет возможности конкурировать на равных с фермерами из Евросоюза и других стран. Неподготовленное вступление в ВТО приводит  к тому, что и то немногое, что сегодня могло бы поступательно развиваться, просто гибнет на глазах. С этим нельзя смириться!

Я призываю всех, кому дорога честь и достоинство, кто считает своим долгом служение Отечеству и своему народу, кто не мыслит себя вассалом западных магнатов, для которых Россия – это только большая и жирная кормушка, не опускать руки! - добиваться от правительства РФ принятия конструктивных, научно-обоснованных и подкрепленных передовым опытом, решений по устранению кризисных явлений в аграрном секторе экономики нашей страны. Эта дорога будет трудна, но ее необходимо пройти. Тем, кто считает себя россиянином и гордится этим, бежать некуда, да и не пристало это нам – наследникам великой истории России.

 

А. Ковбас -

председатель АРСКПК «Народный кредит»

президент АККОР по Астраханской области

председатель регионального отделения ВПП «Аграрная партия России» по Астраханской области

 

Читайте в 44 номере газеты «Сельская жизнь».

 

БАНЕРЫ

Галерея фотографий