13.11.13 И.Г. УШАЧЕВ. Доклад на общественном совете Минсельхоза России «О влиянии изменений в государственной программе на 2013-2020 годы на эффективность функционирования Российского АПК.

Сельское хозяйство, как ни одна другая отрасль экономики, очень отзывчиво реагирует не только на погодные условия, но и на изменение государственной поддержки, макроэкономической ситуации в стране.

Мы рассчитывали, что новая Госпрограмма развития сельского хозяйства до 2020 года существенно улучшит состояние экономики АПК и позволит выйти на те параметры, которые были в ней предусмотрены, чтобы обеспечить достижение пороговых значений продовольственной безопасности страны, обозначенных в Доктрине.

Однако Госпрограмма оказалась недостаточно сбалансированной по финансовым ресурсам, и Правительству уже в 2013 году пришлось выделять дополнительные средства, чтобы не допустить существенного ухудшения социально-экономического состояния отраслей АПК.

В связи с этим государство на поддержку отрасли выделило дополнительно 42 млрд руб., направив их на наиболее проблемные направления реализации государственной программы и в частности на:

увеличение несвязанной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в растениеводстве, которая используется преимущественно на приобретение горючего и смазочных материалов, минеральных удобрений (10 млрд руб.);

увеличение объемов субсидированных краткосрочных кредитов в растениеводстве для проведения сезонных работ (12 млрд руб.);

дополнительное приобретение тракторов и сельскохозяйственной техники (5 млрд руб.);

дополнительное стимулирование (в расчете на 1 кг) увеличения производства молока (3,2 млрд руб.);

на приобретение кормов для животноводства в связи с засухой (11 млрд руб.).

Это позволило отрасли заканчивать столь сложный год с достаточно позитивными для сложившейся ситуации результатами.

Сейчас же появились два новых негативных фактора: первый – вступление России в ВТО, второй – это ухудшение макроэкономических условий, которые привели к сокращению государственной поддержки аграрного сектора и, что особенно тревожно, его социальной сферы.

При этом в 2013 году сохранились негативные тенденции прошлых лет, в частности, сократилось поголовье большинства видов скота. Замедлились темпы роста производства мяса в целом и уменьшилось производство молока и яиц.

Несмотря на ожидавшийся прирост продукции растениеводства, нет уверенности в том, что нам удастся выйти на параметры, предусмотренные Госпрограммой.

В этих условиях растет импорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья, который увеличился на 1,6 млрд долларов или на 5,1% по сравнению с январем-августом 2012 года. Одновременно сократился экспорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья – более чем на 11%. Это при том, что в последние годы затраты на импорт продовольствия устойчиво превышают 40 млрд долларов США.

В связи с этим я хотел бы остановиться на наиболее значимых изменениях в Госпрограмме и возможном влиянии таких изменений на перспективы развития отечественного сельского хозяйства.

В целом финансирование Государственной программы сокращается против изначально утвержденного варианта на 5% в 2014-2015 гг. (без учета резерва в 2014 г. в размере 14,5 млрд руб.) и на 10% в 2016 г. Однако если сравнивать финансирование Государственной программы, запланированное на 2014 г., с его фактическим уровнем в 2013 г. (т.е. с учетом 42 млрд руб.), то оно сокращается на 17,5%.

В части производственной сферы наиболее значимые изменения происходят по подпрограммам развития растениеводства, животноводства, и обновлению парка сельскохозяйственной техники.

Причем по тем основным мероприятиям, по которым в этом году были выделены дополнительные 42 млрд руб., а это одни из наиболее значимых статей программы, по ним же происходит наибольшее изъятие в последующие годы или финансирование вообще прекращается.

Так, в подпрограмме развития подотрасли растениеводства в 2013 г. фиксируется рост финансирования против первоначально утвержденной программы на 47,1% (или на 21,6 млрд руб.), а затем сокращение финансирования в 2014 г. на 9,5% (или на 4,1 млрд руб.), в 2015 г. на 10,0% (или на 4,7 млрд руб.), в 2016 г. на 20,2% (или на 10,8 млрд руб.). По отношению к 2013 г. поддержка растениеводства в 2014 г. сократится на 41,8%.

Причем наибольшее сокращение происходит по поддержке:

экономически значимых региональных программ – против утвержденной Госпрограммы – на 68,3% (или на 2 млрд руб.) в 2014 г. и примерно на 45%  (или на 2,1-2,4 млрд руб.) в 2015-2016 гг.;

краткосрочного кредитования – на 82,3% против фактического уровня в 2013 г. (или на 15,8 млрд руб.);

несвязанной поддержке – на 42,7% против фактического уровня в 2013 г. (или на 10,8 млрд руб.), против утвержденной Госпрограммы – на 5,4% (или на 0,8 млрд руб.) в 2014 г. и примерно на 8,0%  (или на 1,3 млрд руб.) в 2015 г. и на 27,4% (или на 5,7 млрд руб.)в 2016 г.

В подпрограмме развития подотрасли животноводства фиксируется рост финансирования против первоначально утвержденной программы в 2013 г. на 25,3% (или на 14,6 млрд руб.), а затем сокращение финансирования в 2014 г. на 6,8% (или на 4,0 млрд руб.), в 2015 г. на 6,1% (или на 3,9 млрд руб.), в 2016 г. на 5,4% (или на 3,4 млрд руб.). По отношению к 2013 г. поддержка животноводства в 2014 г. сократится на 21,5%.

Наибольшее сокращение в сфере животноводства на плановый бюджетный период происходит как ни странно по поддержке молочного скотоводства.

Так, субсидии на 1 кг реализованного молока после роста в 2013 г. против утвержденной программы на 27,6% (или на 2,8 млрд руб.), что было воспринято как ответ на ухудшающееся положение в отрасли, в 2014 г. сокращаются на 15,8% (или на 1,6 млрд руб.), в 2015 г. – на 11,7% (или на 1,2 млрд руб.), в 2016 г. – на 9,4% (или на 1 млрд руб.)

Против уровня текущего года в 2014 г. запланировано сокращение субсидий на 1 кг реализованного молока – на 34% (или на 4,4 млрд руб.).

Незащищенным остается мясное скотоводство, несмотря на то, что в Госпрограмме оно было выделено как приоритет.

В части технической и технологической модернизации после добавления в 2013 г. 300 млн руб. на субсидии машиностроителям на возмещение затрат на производство и реализацию сельскохозяйственной техники и новации в виде субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям на возмещение части затрат на приобретение техники в размере 5 млрд руб. в 2014-2016 гг. сокращается поддержка машиностроителей на 5%, а помощь сельскохозяйственным товаропроизводителям не планируется вообще.

Таким образом, из закладываемых в Госпрограмму изменений в части производственной сферы можно сделать следующие выводы.

Во-первых, создаются долгосрочные риски, связанные с продолжением низких темпов технической и технологической модернизации АПК. В условиях поэтапно нарастающей либерализации агропродовольственного рынка, которая согласована с ВТО, будет снижаться конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей, возрастает вероятность потери части внутреннего рынка, невыполнение Доктрины продовольственной безопасности страны.

Во-вторых, возникает риск невыполнения в запланированном объеме весеннее-полевых работ в 2014 г. Дело в том, что, как вы знаете, сев озимых в связи с плохими погодными условиями, прошел на меньшей чем планировалось площади. Этот недостаток предполагается компенсировать за счет увеличения ярового клина. То есть масштаб весеннее-полевых работ ожидается больше обычного.

Это вызовет необходимость в дополнительном приобретении горюче-смазочных материалов, запасных частей для техники, минеральных удобрений. То есть всего того, на что сельскохозяйственные производители привлекали краткосрочные кредиты с государственной поддержкой, использовали субсидии на несвязанную поддержку в растениеводстве. Именно по этим статьям в 2014 г. планируется значительное сокращение финансирования против уровня 2013 г. Как уже отмечалось – на 15,8 млрд руб. и 10,8 млрд руб. соответственно.

В предлагаемых к обсуждению поправках в 2014 г. предусмотрен резерв в 14,5 млрд руб., но даже если он будет использован, то как видно не компенсирует сокращение финансирования даже по этим двум мерам поддержки.

В-третьих, это негативные перспективы развития молочного скотоводства. На фоне сокращения, как поголовья, так и продуктивности, и объемов производства Правительство планирует существенно сократить поддержку на 1 кг реализованного молока. В этих условиях, на фоне сокращения прочих статей поддержки и ухудшения макроэкономичесих условий функционирования в целом, вряд ли стоит ожидать восстановления отрасли и выполнения заявленных в Госпрограмме показателей по молоку.

Кстати Минэкономразвития в своем обновленном прогнозе этого уже и не ожидает: так на 2020 г. производство молока прогнозируется в объеме 32,8 млн т., вместо 38,2 млн т в утвержденной Госпрограмме.

Что касается сельских территорий. На развитие сельских территорий согласно принятой программе предполагается выделить из федерального бюджета на 8 лет 90 млрд руб., в том числе в первые годы по 9 млрд руб.

Но и этот минимизированный вариант господдержки сельских территорий не будет реализован. Согласно бюджетной росписи объем федеральных субсидий на социальное обустройство села, предусмотренных в ФЦП, сокращается в 2014 и 2015 гг. на 5% по таким статьям как грантовая поддержка местных инициатив, поощрение и популяризация достижений в сфере развития сельских территорий, научно-методическое обеспечение программных мероприятий.

Сокращение происходит за счет, казалось бы, самых незначительных статей, которыми можно пожертвовать. Однако именно они составляли то незначительное отличие новой программы устойчивого развития сельских территорий от нынешней завершающей свое действие программы социального развития села.

В 2016 г. планируется сплошное сокращение по всем статьям на 15,8%. Учитывая изначально недостаточный объем ФЦП для достижения заявленной цели «создания комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности», то с учетом такого сокращения финансирования рассказывать о достижениях в сфере развития сельских территорий видимо не придется.

В целом, по нашему мнению, ухудшится финансовое положение сельскохозяйственных организаций. В Государственной программе было предусмотрено поддерживать рентабельность в сельском хозяйстве не менее 10-15%, хотя для гарантированного обеспечения ее реализации по расчетам необходимо не менее 27-30%. Однако в действительности в Государственной программе была заложена поддержка, обеспечивающая рентабельность на 2014-2016 гг. (с учетом динамики цен на сельскохозяйственную продукцию и на материально-технические ресурсы, потребляемые в сельском хозяйстве), в пределах 8-9%. После так называемой «оптимизации» – станет еще меньше – в среднем немногим более 7%. Кстати, без субсидий, по расчетам, в 2014 г. деятельность сельскохозяйственных организаций ожидается убыточной, в 2015-2016 гг. рентабельность будет близкой к нулю – 0,2-0,3%.

Очевидно, достижение производственных и других параметров Госпрограммы, которые не изменились после ее коррективки, будет поставлено под угрозу срыва.

Таким образом, мы ученые, не можем одобрить сокращение финансирования Государственной программы в 2014-2016 гг., причем не только против фактической базы 2013 г., но и объемов, заложенных на этот период ранее в Госпрограмме. Считаем, что для достижения поставленных в аграрном секторе экономике целей и задач, необходимо обеспечить ресурсное обеспечение Государственной программы в размере не менее сложившегося в 2013 г. уровня (190 млрд руб. по линии Минсельхоза России).

Сокращение финансирования усилит риски и угрозы невыполнения индикаторов Государственной программы, создаст неуверенность у сельскохозяйственных товаропроизводителей в устойчивости государственной аграрной политики и сложности в выполнении пороговых значений Доктрины продовольственной безопасности страны.

Наиболее значимые изменения в ресурсном обеспечении Государственной программы в 2013 г. и 2014-2016 гг. представлены в таблице 1.

 

 

 

Таблица 1

Наиболее значимые изменения в ресурсном обеспечении Государственной программы в 2013 г. и 2014-2016 гг. (+/-)

 

Направления поддержки

против объемов утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 г. № 717

2014 г. против фактического уровня 2013 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

млрд руб.

%

млрд руб.

%

млрд руб.

%

млрд руб.

%

млрд руб.

%

Минсельхоз России - всего

40,8

27,3

6,1*)

4,0*)

-10,0

-6,1

-20,6

-11,8

-33,4

-17,5

Растениеводство

21,6

47,1

-4,1

-9,5

-4,7

-10,0

-10,8

-20,2

-28,2

-41,8

   Экономически значимые
   программы

0

0

-2,0

-68,3

-2,1

-43

-2,4

-45,7

-2,0

-68,3

   Кредитование

12,0

75,1

-0,7

-5

-0,6

-5

-1,1

-8,9

-15,5

-55,3

     краткосрочное

12,0

166,7

-0,2

-5

-0,1

-5

-0,2

-9,7

-15,8

-82,3

     инвестиционное

0

0

-0,5

-5

-0,5

-5

-0,9

-8,7

0,3

3,8

   Несвязанная поддержка

10,0

65,8

-0,8

-5,4

-1,3

-8

-5,7

-27,4

-10,8

-42,7

Животноводство

14,6

25,3

-4,0

-6,8

-3,9

-6,1

-3,4

-5,4

-15,2

-21,5

   На 1 кг молока

2,8

27,6

1,6

-15,8

1,2

-11,7

-0,99

-9,4

-4,3

-34,0

Обновление парка техники

5,3

265

-0,1

-5

-0,1

-5

-0,1

-5

-5,4

-74,0

   производителям техники

0,3

15

-0,1

-5

-0,1

-5

-0,1

-5

-0,1

-17,4

   с/х производителям

5,0

х

х

х

х

х

х

х

-5,0

-100

*) включая резерв 14,5 млрд руб.

 Российская академия наук

 

БАНЕРЫ

Галерея фотографий