22.02.2017 Комментарий. Владимир Кашин: «Без восстановления деревни мы будем прозябать и дальше»

21 февраля Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам под председательством Владимира Кашина провел парламентские слушания «Правовые аспекты повышения доходности сельскохозяйственного производства».

Тема доходности архиважная

Сразу отмечу, тема актуальная, но представителей Минсельхоза России автор строк не увидел. Это не просто неуважение к Комитету, но, я бы сказал, к сельхозтоваропроизводителям, ко всему крестьянству. А ситуация в АПК непростая. Несмотря на успехи в зерновом хозяйстве, проблем хватает.

По разным оценкам, на 30−40% увеличились затраты аграриев, так как импортная составляющая в производстве по-прежнему высока. Увеличились затраты на производство в растениеводстве (доля импортных семян сахарной свеклы — 70%, семян кукурузы – 28%, семян подсолнечника – 44%, семян овощей – 23%, картофеля — 80%), в животноводстве – в результате роста цен на кормовые добавки, ветеринарные препараты, значительно подорожали и племенные животные (доля импорта в племенном молодняке молочного скота достигает 27%, в мясном скотоводстве — 8%).

Средние цены машин для животноводства выросли в 2015 году почти на 15%. В машинно-тракторном парке уже почти 60 процентов импортных тракторов, около половины зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов. Средние цены на машины, дождевальные и поливочные установки выросли за год на 86%. До 20% повысились цены на отдельные виды минеральных удобрений, дизельное топливо подорожало почти на 4 процента.

Таким образом, зависимость аграрного рынка от иностранных поставщиков семян, племенных животных, сельхозтехники создает риски для устойчивого увеличения объемов производства. Решение проблемы импортозамещения в части ресурсов необходимо для гарантии продовольственной безопасности страны.

Увеличение затрат на производство приводит к тому, что сельскохозяйственные товаропроизводители сокращают инвестиции в основной капитал, в покупку иностранной техники. Пытаясь перейти на отечественную технику, сталкиваются с проблемой ее отсутствия по ряду категорий.

Еще одной структурной проблемой в развитии инвестиций в АПК является серьёзный дисбаланс в их территориальном размещении и концентрации. По итогам последних нескольких лет около 70% инвестиций в отрасли были сосредоточены в Центральном и Приволжском федеральных округах. Более того, в этих округах инвестиции были сконцентрированы в 10-12 регионах. Причем, в этих регионах подавляющая часть средств аккумулируется всего у нескольких производителей. Такая диспропорция приводит к существенной социально-экономической дифференциации регионов, формированию целой группы депрессивных территорий.  

В 2017 году общий объем финансирования Госпрограммы развития сельского хозяйства на 2013–2020 годы сокращается почти на 10% по сравнению с уровнем 2016 года. Это может привести не только к замедлению темпов роста, но и в последующем к стагнации сельскохозяйственного производства,

В связи с вышесказанным председатель аграрного Комитета ГД Владимир Кашин назвал тему доходности «архиважной». Выступление его было эмоциональным, чувствовалось – накипело. Еще бы, если убрать субсидии, то уровень доходности убыточный, если учесть субсидии, то порядка 7% уровень рентабельности будет в растениеводстве, а продукция животноводства «находится по уровню рентабельности на больших нулях».

Государством лишь 1,3% расходной части бюджета направляется на село, что, по мнению депутата, очень мало, требуется срочная корректировка, причем возврат к погектарной поддержке и на литр молока.

Уровень заработной платы на селе вдвое меньше, а торговая наценка на хлеб вдвое выше, чем при производстве самого зерна – в этом В.Кашин видит «циничное отношение к труду хлебороба со стороны государства». По его словам, наценка принадлежит тем, кто владеет элеваторами и торговыми сетями, 80% собственности из которых – у иностранцев. Аналогичной критике подверглась и вся система затратного механизма, постоянно растущая в цене: техническое перевооружение, химические удобрения, электроэнергия и топливо.

Председатель Комитета отметил, что «есть и перспективы роста для агросектора»: включение в оборот более 41 млн га пустующей пахотной земли, мелиорация, агрономические технологии.

Выступающий остро поднял вопрос о технической оснащенности сельского хозяйства, поддержке сельхозвузов и учхозов, льготном налогообложении, восстановлении кооперации, настаивал, что «село нуждается в реальной государственной поддержке, хотя бы на уровне 5% расходной части бюджета, а не 1,3». «Без восстановления деревни мы будем прозябать и дальше», — подчеркнул депутат

Председатель подкомитета по бюджетной и налоговой политике аграрного Комитета ГД Иван Лоор заострил внимание на поддержании доходности сельхозтоваропризводителей и возрождении российской деревни. В 1990-м, по его словам, чтобы сельхозпроизводителю купить комбайн, надо было продать порядка 100 т зерна, сегодня потребуется уже 1000 т. На примере Алтайского края он показал востребованность дифференцированного подхода к распределению государственных субсидий. По его мнению, успех не будет достигнут, если сельхозпроизводителям не будут предоставлены льготные кредиты, особенно в молочном скотоводстве.

Заммминистра с/х Краснодарского края Ольга Ковалева, другие представители регионов выступали с критикой кредитной политики сельскохозяйственных кредитных кооперативов, сокращения потребительских рынков, а также деятельности перекупщиков, водоснабжения в сельской местности, низкого уровня софинансирования из федерального бюджета.

Одна из участниц раскритиковала программы строительства новых культурно-досуговых учреждений и настаивала на сокращении расходов за счет проведения капремонтов в построенных в советские годы клубах и библиотеках.

«Кормят, как цыплёнка, доят, как слониху»

Директор ЗАО «Совхоз имени Ленина» из Московской области Павел Грудинин заявил, что «доходность повышает политика государства в этой сфере». Так, по его словам, все крупные державы платят за солярку для тракторов на порядки меньше, а у нас правительство, расписываясь в некомпетентности, отказывается от регулирования этой сферы, как и от регулирования цен на сельхозпродукцию. Государство «только пиарится и занимается увеличением себестоимости продукции, повышая акцизы и пошлины», при этом «государство ни за что не отвечает».

По мнению Грудинина, необходимо понимать, кто конечный собственник агрохолдингов, кто получает прибыль. «Холдинги показывают хорошие результаты, а люди там бедные. Кто получает дивиденды»? Нужно убрать НДС для сельского хозяйства, тогда производство не снизится, а цена на товары снизится. Нужно срочно менять Госпрограмму поддержки сельского хозяйства, уверен аграрий.

Ситуацию в молочном скотоводстве хозяйственник обрисовал частушкой: «Плакала корова, развела шумиху – кормят, как цыплёнка, доят, как слониху». В Московской области прошло три форума по животноводству, после них производство молока только падает. Еще один съезд – и вообще не будет молока». В малом зале Госдумы раздался смех.

Правда, известный директор перегнул палку, когда сказал, что нечего вводить в оборот новые земли – не справимся. С этим категорически не согласился Владимир Кашин.

Ольга Борисова, заместитель председателя Новгородской областной Думы, остановилась на льготном кредитовании под 5%, действующем с 2017 года, подчеркнув, что «де-юре эти кредиты предоставляются, а де-факто их получить невозможно» из-за мизерности выделяемых на регион средств. Заявки на кредиты банками рассматриваются более двух недель. Самой ущемленной категорией, по её словам, являются малые производители и фермеры. Необходимо определить приоритеты выдачи льготных кредитов.

Гендиректор Сельскохозяйственного производственного кооператива «Усольский свинокомплекс», член Союза Россвинопром Илья Сумароков выразил обеспокоенность низкой рентабельностью производства.  Мы едим чужую говядину. Он верно подметил: «Мяса КРС в переработке нет. В селе невыгодно держать КРС. Надо увеличить субсидии на производство говядины на 20 рублей.

Многие фермеры перешли в разряд личных подсобных хозяйств, не платят налоги, при этом возрастает риск ветеринарных заболеваний, в первую очередь, африканской чумы свиней. Нужен закон о ЛПХ. Он выступил за развитие собственных торговых сетей, чтобы не отдавать прибыль сельхозтоваропроизводителей перекупщикам.

Представитель Россельхознадзора Ольга Захарова сообщила, что ущерб от АЧС в 2016 году должен составить 1 млрд рублей. Она предложила усилить ветзащиту МФХ, увеличить финансирование ветеринарных служб субъектов страны, провести паспортизацию каждого земельного участка.

Наталья Боева, член Комитета Госдумы по аграрным вопросам, остановилась на проблематике сектора молочного скотоводства, потребовала законодательно закрепить требование поголовного закрепления на определенных участках земли, затронула проблемы, связанные с субсидированием племенного животноводства и подготовкой дипломированных специалистов для животноводства и села в целом.

Председатель Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам АПК и развитию сельских территорий Евгения Уваркина заявила о поддержке позиции Комитета по увеличению господдержки сельскому хозяйству, которая приведет к качественному и количественному росту всех показателей на селе. Выступила против увеличения числа уполномоченных банков для агросектора из-за непрозрачности их кредитно-денежной политики.

У ученых были свои болевые точки. Директор ВНИИ им. В.Р. Вильямса Владимир Косолапов обратил внимание на четыре вопроса: «Первое: фальсификация молочных продуктов. Сокращается потребление молока. В советское время был норматив – 390 кг на человека. В 2016-м – 247 кг – на треть меньше. Молоко – это натуральный продукт. Если его разбавляют различными компонентами, то это молочный коктейль или напиток. Решение этого вопроса перезрело. Второе. Наука – основа семеноводства. Но дотаций нет. 3. Аспирантура только учебная, её превратили в кабинетную, так как нет практики. Надо вернуть научную аспирантуру. 4. Неуважение к ученым. Запретили даже проход в Минсельхоз РФ по удостоверениям членам –корреспондентам и академикам»!

Один из представителей научного сообщества настаивал на обеспечении мутагенной безопасности сельхозпродукции для человека и увеличении финансирования на биологическую промышленность.

Многие товаропроизводители настаивали на необходимости перераспределения рентабельности, предлагали пойти на крайние меры — повышение инвестиционных затрат до 40% производителям, сократив наценки сетей до 15%.

По мнению Комитета, кредитный портфель в АПК должен составлять не порядка 200 млрд рублей, а в два раза больше. Депутаты поднимали вопросы справедливости установки Минсельхозом лимитов на отрасль и на субъект, настаивали на внесении изменений в постановление правительства, предлагая сократить сроки рассмотрения и оформления кредитов банками для аграриев, обязать банки согласовывать свои решения о предоставлении кредитов с уполномоченными органами власти субъектов Федерации.

Участники парламентских слушаний выработали рекомендации.

Правительству РФ и профильным федеральным органам исполнительной власти:

– по итогам исполнения федерального бюджета за первое полугодие 2017 года в приоритетном порядке рассмотреть возможность увеличить субсидии бюджетам субъектов РФ, предоставляемые на оказание несвязанной поддержки товаропроизводителям в области растениеводства, на повышение продуктивности в молочном скотоводстве, выделить дополнительные средства на поддержку льготного кредитования организаций АПК.

– ускорить внесение в ГД проекта ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ (в части совершенствования правового регулирования организации нестационарной и развозной торговли, взаимоотношений поставщика и покупателя);

– разработать среднесрочные инвестиционные карты по каждой подотрасли АПК, принимая во внимание биоклиматический потенциал территорий, региональные балансы производства и потребления продукции, развитие рыночной инфраструктуры и другие факторы. На этой основе сформировать схему размещения производительных сил сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности;

– разработать экономически обоснованные пропорции в цене на сельхозпродукцию между сельхозтоваропроизводителями, переработкой и торговлей. Разработать механизм регулирования межотраслевых ценовых отношений и повышение доли сельскохозяйственных товаропроизводителей в структуре потребительских цен;

– законодательным и исполнительным органам власти стимулировать масштабное развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации на селе и интеграции крупного агробизнеса с малыми сельхозтоваропроизводителями. Разработать дорожную карту по развитию сельскохозяйственной потребительской кооперации…

Органам государственной власти субъектов РФ рекомендовано: оперативно обеспечить разработку и принятие нормативно-правовых документов для реализации новых механизмов господдержки сельхозтоваропроизводителей. Обратить особое внимание на распределение средств господдержки для малых форм хозяйствования; обеспечить развитие торговли сельскохозяйственной продукцией, в том числе малых и средних форматов торговли, нестационарной, мобильной, ярмарочной и рыночной торговли.

Александр РЫБАКОВ, «Крестьянские ведомости»

БАНЕРЫ

Галерея фотографий