15.11.13 Сотни миллиардов рублей не помогли аграриям

В сентябре на совещании в Усть-Лабинске с участием президента Владимира Путина глава холдинга "Русагро" Максим Басов признался, что его компания - лидер рынка - замораживает свои инвестпроекты на селе. После этого еще несколько крупных инвесторов перестали скрывать, что тоже намерены уйти из отрасли. Причина их бегства - отказ чиновников продолжать субсидировать проценты по долгосрочным кредитам аграриев.

Государство взяло на себя обязательство выплачивать часть процентов по кредитам, полученным на реализацию аграрных проектов, еще в 2006 году - это был один из главных козырей нацпроекта "Развитие АПК". Когда нацпроект закончился, субсидии стала гарантировать пятилетняя Госпрограмма развития АПК, принятая в 2008 году.

По этой программе государство только "Русагро" должно 800 миллионов рублей. Общий долг аграриям - больше миллиарда долларов, Минфин уже отказался выдать эти деньги Минсельхозу. Но дело не только в долге. Госпрограмма, на которую за пять лет потратили аж на 18% больше, чем планировалось, кажется, вообще не сработала.

Поверив в нее, аграрии набрали кредитов, считая, что государство заплатит за них проценты, но денег на это не хватает. Чтобы выплачивать эти субсидии по кредитам, чиновники пять экономили на социальных статьях программы - так что у крестьян по-прежнему нет ни газа, ни воды.

 Минсельхоз России

За пять лет не выросли ни рентабельность агропредприятий, ни производительность труда на селе, средняя зарплата в отрасли все еще в два раза ниже, чем в среднем по экономике. Даже продукты на прилавках, несмотря на миллиардные вливания, не подешевели: россияне тратят на еду в два раза больше жителей развитых странах.

Кредитный рывок

Огромный долг перед аграриями - миллиард долларов с лишним - возник в этом году как будто на пустом месте. Москва, как следует из материалов Минсельхоза, о нем какое-то время и не догадывалась.

Субсидии на уплату процентов изначально выдавались в рамках нацпроекта "Развитие агропромышленного комплекса". В 2007 году кредиты взяли на сумму 297,6 млрд.руб., субсидий потребовалось 25,2 млрд.руб.

После 2008 года заработала госпрограмма поддержки АПК, по которой субсидии для аграриев получали регионы и сами распределяли их по итогам отбора инвестиционных проектов, добавляя к федеральным собственные средства.

Это был "инвестиционный рывок": в 2008 году было выдано на 51% больше субсидий (общая сумма кредитов - 811,3 млрд.руб.), чем планировалось, в 2009 году - на 41% (1,1 трлн. руб.). Субсидии за два года составили почти 100 млрд. рублей.

 Минсельхоз России

Аграрии бешено наращивали объемы задолженности и государство решило ограничить число получателей дотаций: за четыре года и так было выплачено 200,5 млрд.руб. - почти половина от всех денег, отпущенных на госпрограмму, остальные ее статьи, в том числе социальное развитие села, хронически недофинансировались.

Помощь вслепую

Этот кредитный рывок в сочетании с региональной вольницей и создал проблему на миллиард долларов. Проекты для участия в программе, которые стоили меньше 150 млн. рублей, регионы выбирали самостоятельно, не советуясь с Москвой. Всего они "навыбирали" на 896 млрд. рублей.

Многие из субъектов не утруждали себя проведением отбора и выдавали кредиты всем, кто к ним обратился, например, Карелия и Ханты-Мансийский автономный округ. Некоторые вообще не сообщали в федеральный Минсельхоз о выбранных проектах. На Алтае 1555 кредитов дали без рассмотрения комиссией по АПК.

Кроме того, бизнес тоже хитрил при получении субсидий: в 2009 году чиновники отбирали для участия в программе бизнес-проекты, а не кредитные договоры, и заемщики могли увеличивать стоимость проекта, не уведомляя Минсельхоз. Субсидий требовалось все больше, но в бюджете удорожание проектов заложено не было.

  • Только 30 из 79 регионов выдали субсидии по механизму, установленному законом, то есть отбирали жизнеспособные инвестпроекты.
  • Несмотря на то, что Минфин в этом году не дал денег на выплату субсидий, обязательства Минсельхоза сохраняются. Ведомству нужны еще 30,4 млрд.руб. для субсидирования ставок по кредитам, которые взяли в 2012 году.
  • На 70 млрд. рублей уже выданы кредиты, но не поданы документы на возврат субсидий на сумму 4,2 млрд. Плюс, аграрии брали кредиты с отложенными условиями погашения, а власти регионов просто забывали про них и не учитывали в бюджетных заявках, которые отправляли в Москву.
  • Министерство по итогам инвентаризации оказалось должно 34,6 млрд.руб., из которых 28,6 млрд. просит у Минфина, а 5,9 млрд. предлагает выплатить регионам самостоятельно.
  • У себя в закромах Минсельхоз нашел еще 6,8 млрд., потом попросил у Минфина до 2016 года еще около 35 млрд. на субсидирование ставок по кредитам, и традиционно получил отказ.

Теперь отбор проектов для субсидирования приостановлен по всей стране, инвесторы заморозили свою деятельность до наступления лучших времен.

 Минсельхоз России

Завалили деньгами, но все без толку

Мотивы инвесторов понятны: без государственной поддержки окупить аграрные проекты практически невозможно. Это доказывают данные по рентабельности различных подтораслей сельского хозяйства из справки Минсельхоза о результатах реализации Госпрограммы развития АПК 2008-2012 гг.

Из пяти лет ее реализации три года рентабельность хозяйств без субсидий была отрицательной: в 2009 году -3,2%, 2010 году -5,4%, 2011 году -0,4%. С учетом субсидий рентабельность составляла 8-9%, но для того, чтобы стать инвестиционно привлекательной, отрасли нужно 25-35%. Из девяти индикаторов программы по приросту объема продукции полностью и без оговорок выполнены всего два.

Общая кредиторская задолженность агропредприятий составляет сегодня 1,8 трлн.руб, это на 18,2% больше их годовой выручки. Доля убыточных хозяйств - 20%. Индекс производительности труда - 97%, она не росла из-за того, что технологически отрасль так и не обновилась. Зарплата в отрасли вдвое ниже, чем в среднем в экономике страны.

Кредитный бум в сельском хозяйстве дорого обошелся прежде всего самим крестьянам. Из-за того, что субсидированных кредитов становилось все больше, денег на субсидии тоже было нужно все больше и больше.

Их перераспределяли внутри программы - забирали из социальных статей и отправляли на выплату субсидий. В итоге, на социальное развитие села выделили в 2012 году только треть от обещанной суммы, за пять лет - всего 22,2%. Из-за этого жилья построили на 44,8 % меньше запланированного объема, около половины семей в селах по-прежнему не имеют газа, а 42% - питьевой воды.

 Минсельхоз России

Что будет с господдержкой села и аграрного бизнеса дальше, пока не понятно. Правительство уже утвердило амбициозную Госпрограмму развития АПК до 2020 года и даже пообещало селу почти 3 трлн рублей, но в реальности этих денег просто может не быть.

Судьба субсидий тоже в тумане. Тащить на себе выплаты по кредитам на 2 трлн в условиях, когда заемщикам может помешать все, что угодно - от погоды до конъюнктуры на мировых рынках - казна в условиях стагнации и падения цен на нефть точно не сможет.

Андрей Даниленко, председатель правления ассоциации производителей "Союзмолоко"

"Самое главное в сельском хозяйстве, и в молочной отрасти особенно, что этот сектор крайне инвестиционно емкий. В связи с этим в сельском хозяйстве уровень дотаций и правила игры должны быть долгосрочные. Это не торговля - купил и продал, не рынок аренды, где сдал в аренду помещение и забыл, не производство, где можно выключить станки.

Это деятельность, подверженная влиянию массовых заболеваний и погоды. Самое страшное, что сейчас происходит, это чехарда: то обещают выделить деньги на субсидии по кредитам, то отказываются, то ставят такие условия, что из невозможно соблюсти. В этом году не рассмотрен ни один новый инвестиционный проект. Задержка выплат на полгода, постоянные изменения на получении дотаций, невыполнение условий госпрограммы - все это не делает отрасль привлекательной.

Она будет привлекательной тогда, когда будет сказано: до 2023 года будут действовать такие формы поддержки и такие условия, ничего меняться не будет, никто не будет урезать дотации. С 2005 года уровень поддержки прогрессировал, а с прошлого года начались сокращения программы и субсидий.

Начинается мандраж в отрасли - стоит ли ждать льгот на налог на прибыль или нет. У бизнеса нет уверенности в стабильности правил игры. Предприятиям при вступлении в Таможенные союз обещали льготы, но их нет. Как уговаривать бизнес инвестировать?

Если субсидии вообще не будут выделены, то никаких вопросов о продовольственной безопасности ставить не нужно. У нас будет полная зависимость от импорта, российские предприятия станут неконкурентоспособны, их купят иностранные компании. Никто не будет брать кредиты, не будет инвестировать. Самое страшное - что Россия по потенциалу может иметь большую прибыль от производства продуктов питания, чем от газа и нефти, как Бразилия, но мы эту возможность не используем".

 

 

 

 

Минсельхоз России

Владимир Петриченко, генеральный директор аналитической компании "ПроЗерно"

"Субсидии имеют значение для сельского хозяйства, особенно для растениеводства, в животноводстве вообще без них бессмысленно что-то делать.

Сегодня правила игры постоянно меняются. Изменена схема погектарных выплат в сторону уменьшения. Это крайне неприятно для бизнеса и будущих инвесторов. Схема, возможно, будет меняться, но пока неизвестно, как.

Многие сомневаются, что инвестиционная привлекательность АПК вообще существует. Я полагаю, что она есть и будет. Хотя конечно же в отрасли стоит вопрос выживания, а не неслыханных прибылей.

Темпы роста в отрасли, скорее всего, сохранятся, но будут умеренными. Конъюнктура достаточно комфортна хотя бы для небольшого роста".

Игорь Николаев, директор Института стратегического анализа ФБК

"Недостаточная инвестиционная привлекательность - не проблема сельского хозяйства, а проблема всей экономики, но АПК содержит дополнительные риски, связанные с погодой. Когда растут налоги и спрос падает, это сразу делает непривлекательной экономики. И инвестиции в основной капитал в России в минусе именно поэтому.

На АПК надеялись, что оно ускорит рост и замедлит инфляцию в конце года благодаря хорошему урожаю. Но о каком хорошем урожае идет речь, если в сентябре было произведено на 1,5% меньше, чем в сентябре 2012 года.

Те, кто инвестирует, понимают, что сегодня субсидии есть, а завтра, в условиях дефицита бюджета и огромных социальных обязательств, их не будет. Инвестор не может так принимать решения.

Плюс ко всему в России еще ряд проблем - специфика налогообложения, незащищенность прав собственности. Индивидуальным предпринимателям с начала года подняли налоги, а это и есть крестьянские хозяйства, это плохо сказалось на их самочувствии".

Москва. 14 ноября. FINMARKET.RU 

 

БАНЕРЫ

Галерея фотографий