19.11.13 Новая пенсионная формула – миф или инструмент снятия нагрузки с федерального бюджета и повышения размера пенсий. Аграрная партия приняла участие в заседании ГосДумы. Комментарии портала АГРО-XXI

Сегодня в государственной Думе  ФС РФ состоялось заседание, посвященное  рассмотрению в первом чтении проектов федеральных законов «О страховых пенсиях» и «О накопительной пенсии», «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации в связи с  принятием федеральных законов «О страховых пенсиях» и «О накопительной пенсии», в котором приняла участие Председатель АПР Башмачникова О.В. Необходимость изменений в пенсионной системе, безусловно назрела. Во многом это обусловлено тем, что предыдущая реформа 2002 года не дала ожидаемых результатов и не была в полной мере реализована.     Две основные проблемами– это прогрессивно растущий дефицит бюджета Пенсионного фонда и низкий уровень пенсионного обеспечения. В этой связи у государства есть задача одновременно  ликвидировать дефицит бюджета Пенсионного фонда, снизить нагрузку с федерального бюджета и  повысить размер пенсионного возмещения.  

Согласно расчетных данных специалистов новая пенсионная формула позволит снизить объем трансфертов федерального бюджета бюджету Пенсионного фонда РФ с 2,27% ВВП в 2015 до 1,7 ВВП в 2030 и повысить соотношения среднего размера трудовой пенсии по старости и прожиточного минимума  пенсионера с 1,87 в 2015 году до 2,7 в 2030. Однако, это лишь теоретический расчет, который сегодня сложно проверить и, который базируется на расчетных данных министерства труда и социальной политики, а также министерства экономики РФ. Какой  окажется ситуация на самом деле, во многом будет зависеть от механизмов воплощения данной реформы в жизнь, а также от продуманной политики государства, гарантирующей пенсионерам обещанный 40%-ый уровень пенсионного возмещения. Для обеспечения такого уровня необходимо, чтобы на 1 пенсионера приходилось 3-4 работника. В настоящее время у нас по данным статистики на 1 пенсионера приходится порядка 1.7 работника. В этой ситуации государство обязано выделять дополнительное финансирование из федерального бюджета. Возникает вопрос, при реализации новой пенсионной реформы государство готово ли компенсировать дефицит  бюджета Пенсионного фонда, при наличии такового.

Демографическая ситуация в России характеризуется низким уровнем рождаемости и старением населения, что ведет к смещению соотношения лиц трудоспособного возраста и пенсионеров в сторону последних. В скором времени лица пенсионного возраста будут составлять значимую долю экономически активного населения и развитие экономики РФ будет во многом зависеть от платежеспособного спроса последних.  Однако, доходы работающей части населения в основном слишком низкие, для того чтобы, делать отчисления в накопительные пенсионные фонды и, таким образом, формировать приемлемый уровень будущей пенсии, как это происходит в других странах. По этой причине поставленная в 2002 году задача по передаче части полномочий в вопросе формирования пенсии гражданину и работодателю не была решена, но не только. О пенсионной реформе 2002 года население в большинстве случаев и не знало. Кроме того, срабатывало недоверие к управляющим компаниям и негосударственным пенсионным фондам, отсутствие четких гарантий сохранности средств. Недостаточная информированность населения  привела  к тому, что 80% экономически активных граждан  и сейчас не знает, о том, что им предоставлено право выбора, каким оставить уровень накопительной части пенсии. Не распространяется информация о программе  дополнительного пенсионного страхования с государственным финансированием. Мало кто знает о том, что дополнительные средства не облагаются налогом, т.е. уменьшается налогооблагаемая часть заработной платы. По факту только 7% населения воспользовались правом выбора управляющей компании и негосударственного пенсионного фонда. Все вышеперечисленное не позволило к настоящему времени заложить основу для решения пенсионных проблем в будущем.

Новая пенсионная формула может столкнуться с теми же трудностями. Большая часть граждан России знает об изменениях пенсионной системы в стране, но не понимает, в чем они заключаются. Результаты последнего исследования фонда «Общественное мнение» говорят об этом красноречиво - 37% Россиян не слышали о реформе вообще и ждут подвоха от государства, поскольку  пенсия с их точки зрения остается законным способом отнимания денег. Поэтому информированию населения, проведению разъяснительной работы нужно придавать большое значение.

Предусмотренный с первого января 2015 года новый порядок назначения пенсии имеет стимулирующий характер и связан с уходом от абсолютных цифр. Значение приобретают индивидуальные расчетные коэффициенты за каждый год трудовой деятельности. Коэффициент может меняться за счет балов, полученных  за дополнительный  стаж, а также, за отложенную пенсию в связи с продолжением  периода работы после наступления пенсионного возраста. Для перевода суммы накопленных коэффициентов в рубли предполагается ежегодное утверждение Правительством стоимости годового пенсионного коэффициента исходя из возможностей бюджета Пенсионного фонда.

 Трудовая пенсия по старости, как и ранее, будет также состоять из двух частей страховой и накопительной. Средства, полученные от поступления страховых ненакопительных выплат, включая работающих пенсионеров,  будут направлены в пользу повышения общего уровня  пенсионного обеспечения - пенсионеров, которые реально утратили свой заработок.      

Таким образом, размер страховых пенсий теперь будет зависеть от:

- суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов за каждый год страхового стажа, в том числе коэффициенты за нестраховые периоды. Следует учесть, что в страховой стаж  засчитывается ряд «нестраховых периодов», перечень которых описан в действующем законодательстве.

- коэффициента повышения страховой пенсии по старости ( при назначении пенсии по старости при отказе ее получении или при потере кормильца)

- стоимости одного пенсионного коэффициента в соответствующем году, расчет и размер которых будут включаться в состав документов и материалов, представляемых одновременно с проектом бюджета пенсионного фонда на очередной финансовый год.

            В этой ситуации основным является вопрос  ответственности государства за принятие решения о размере стоимости пенсионного коэффициента, которое ежегодно принимается Правительством исходя из возможностей бюджета Пенсионного фонда. Как бы не получилось,  что при наличии   проблем с его наполнением население не осталось без пенсий вообще.

            На заседании  Государственной Думы поднимался вопрос, за счет чего государство планирует увеличить доходную часть Пенсионного фонда, на что уповает министерство труда и социальной защиты. Вот приводимые аргументы:

            1) за счет увеличения минимального трудового стажа  с 5 до 15 лет;

2)      за счет перевода 6% предусмотренной накопительной части пенсии граждан, не принявших решение о распределении пенсии между страховой и накопительной частью на страховую часть;

3)      за счет введения дополнительного взноса с организаций, предусматривающих опасные условия труда;

4)      За счет Установление минимального уровня выраженного в балах для получения пенсионного обеспечения в размере 30 балов, что означает получение заработной платы выше минимального размера оплаты труда.

Что не учитывает новая пенсионная формула

Как и ранее новая пенсионная формула не учитывается трудовой стаж главы крестьянского фермерского хозяйства и его членов при расчете пенсии за период с 1991 по 2001 годы – десятилетиний стаж выпадает из расчетов, что конечно повлияет на количество персональных пенсионных коэффициентов. Согласно закона, чтобы этот выпадающий период засчитывался необходимо было выплачивать взносы в Пенсионный фонд, которые в то время устанавливались от прибыли и если прибыли не было, то и не выплачивались.

Сегодня в новом варианте пенсионной формулы предполагается выделение и включение в пенсионный стаж не страховых периодов – этот перечень установлен действующим пенсионным законодательством - уход за детьми, служба в армии и т.д. Принимая во внимание, исключительность сложившейся ситуации с крестьянскими фермерскими хозяйствами, считаем возможным с технической точки зрения выпавший из стажа по объективным причинам период включить в перечень нестраховых периодов для глав и членов крестьянско-фермерских хозяйств.

Решение данного социального вопроса чрезвычайно актуально для фермеров, чей возраст сегодня близок к пенсионному. Крестьянину нужна справедливая пенсия и осознание того, что государство о нем не забыло.

            Среди минусов предлагаемых законопроектов также  отсутствие разъяснения принципа  конвертации перевода начисленных сегодня пенсий для пенсионеров.

Позволит ли принятие представленных законопроектов и внедрения новелл в пенсионную систему повысить солидарную ответственность государства, работодателей и самих работников за уровень пенсионного обеспечения – на этот вопрос сегодня ответ получен не был. Однако, депутаты  одобрили законопроекты в первом чтении.

АПР

Комментарии портала АГро XXI

http://www.agroxxi.ru/stati/novaja-pensionnaja-formula-mif.html

БАНЕРЫ

Галерея фотографий