5.04.2017 Почему буксует льготное кредитование АПК.

Новый механизм льготного кредитования агропрома дает сбой, и есть опасение, что татарстанский АПК не получит все выделенные ему субсидии до начала сева.

За минувший год цены по многим позициям (ГСМ, семена, удобрения, запчасти, ремонт и подготовка сельхозтехники) выросли процентов на двадцать, и стоимость нынешней посевной оценивается в 20 млрд рублей. Половину из этих средств аграриям придется занять в банках, и если повезет – под пять процентов годовых…

Дело в том, что в этом году государство запустило новый механизм льготного кредитования, который, по задумке федерального аграрного ведомства, должен был свести к минимуму бумажную волокиту. Раньше аграрии получали коммерческие кредиты под 17–20 процентов годовых, затем подавали заявку на компенсацию в Минсельхозпрод РТ, и ближе к концу года им перечисляли средства на субсидирование процентной ставки. Теперь субсидии на возмещение недополученных банками доходов в размере ключевой ставки Банка России переводятся им напрямую, а аграриям остается только получить льготный кредит. Каждому региону феде­ральное аграрное ведомство определило лимиты, так что в выдаче льготных кредитов действует принцип: кто не успел, тот опоздал. Проблема в том, что многие, похоже, опоздали.

Раньше аграрии сами представляли пакет документов, подтверждающих целевое использование средств, и справки об уплаченных процентах в Минсельхоз и лишь после всего этого получали возмещение части процентной ставки. Теперь сельхозтоваропроизводитель получает кредит, а ответственность за его целевое использование он делит вместе с банком

Плюсы и минусы новой системы, а также вопросы, связанные с началом посевной кампании, обсудили на днях в Казани на заседании дискуссионного клуба «Партийная лига». Заседание прошло на площадке ТРО ВПП «Единая Россия» с участием заместителя Премьер-министра – министра сельского хозяйства и продовольствия РТ Марата Ахметова, депутата Государственной Думы Айрата Хайруллина, председателя Комитета по экологии и продовольственной политике Госсовета Тахира Хадеева и председателя Ассоциации фермеров и крестьянских подворий Татарстана Камияра Байтемирова. Татарстану федеральное аграрное ведомство определило лимит в размере 17,5 млрд рублей, что значительно ниже реальной потребности, так что не удивительно, что льготный кредит вызвал ажиотажный спрос. И эти «дешевые» деньги даются нелегко, так как заявки на получение кредита долго находятся на рассмотрении у банков, а потом еще застревают в Минсельхозе России. Так, на сегодня министерство одобрило заявки татарстанского АПК на 8,5 млрд рублей, а по факту получено лишь 4,5 млрд.

Марат Ахметов объясняет это неоправданно затянутой процедурой оформления кредита:«Сельхозтоваропроизводитель обращается в региональное отделение банка, затем документы отправляются в головной офис, оттуда – на рассмотрение в Минсельхоз России. Все это отнимает как минимум две-три недели, что в горячую весеннюю пору просто недопустимо», – высказал мнение министр. На старте льготного кредитования некоторые фермеры высказывали опасения, что агрохолдинги могут выбрать весь лимит кредитования и небольшим хозяйствам ничего не останется. Чтобы этого не произошло, менее 20 процентов субсидий зарезервировано на кредитование сугубо малых форм хозяйствования. Если в каком-то регионе фермеры не выберут свой лимит, деньги будут переданы в другие регионы.

Как сообщил Камияр Байтемиров, малым формам хозяйствования получить льготный кредит практически невозможно. «Льготные кредиты удалось взять лишь девяти фермерам, в то время как в прошлом году при старой системе на это время кредиты получили 103 тысячи КФХ. Банки делают все возможное, чтобы отклонить заявку КФХ, требуя неимоверное количество бумаг. Договор с Россельхозбанком на льготное кредитование занимает 25 страниц, его под силу заполнить только академикам, а не простым фермерам, тогда как в Финляндии, например, требуется заполнить лишь три странички аналогичного документа», – подсчитал Байтемиров. Судя по постановлению, требования Минсельхозпрода к получателю льготного кредита простые – у него не должно быть просроченной задолженности по кредитам, ограничений на ведение хозяйственной деятельности, и, конечно, он не может находиться в процессе банкрот­ства. В татарстанском филиале Россельхозбанка утверждают, что никаких завышенных требований к клиентам у них нет. Заемщик предоставляет стандартный пакет документов, который согласован с Министерством сельского хозяйства РФ. Для упрощения процесса рассмотрения кредита положением банка утверждена процедура предварительного анализа, для которой необходимо представить всего пять документов. «При положительной резолюции о продолжении работы по кредитному проекту клиент представляет полный перечень документов для анализа финансово-хозяйственной деятельности и комплект документов, характеризующих целевое назначение кредита и источники его погашения. Это стандартный пакет документов. На протяжении всего процесса сбора документов и рассмотрения кредита сотрудники банка оказывают консультационную поддержку», – сообщили в банке.   Льготный кредит по новой схеме можно взять не в каждом банке, а только в тех, на которые указал Минсельхоз России. Финансовые структуры с собственным капиталом менее 20 млрд рублей к проекту не допускаются   Почему же банки заняли такую жесткую позицию? Государственные деньги – это повышенная ответственность, и финансисты стараются минимизировать свои риски. Раньше аграрии сами представляли пакет документов, подтверждающих целевое использование средств, и справки об уплаченных процентах в Минсельхоз и лишь после всего этого получали возмещение части процентной ставки. Теперь сельхозтоваропроизводитель получает кредит, а ответственность за его целевое использование он делит вместе с банком. Льготный кредит по новой схеме можно взять не в каждом банке, а только в тех, на которые указал Минсельхоз России. Финансовые структуры с собственным капиталом менее 20 млрд рублей к проекту не допускаются. По мнению депутата Государственной Думы Айрата Хайруллина, многие проблемы возникли именно из-за того, что к системе льготного кредитования не допущены малые и средние банки. «Поэтому нам нужно, чтобы с мест шла информация в Москву с просьбами: как можно быстрее допустить к льготному кредитованию те банки, которые долгие годы, десятилетия поддерживали наших фермеров, наших мелких сельхозпроизводителей», – призвал Хайруллин на заседании «Партийной лиги». Впрочем, депутата можно понять, ведь он контролирует «Энергобанк», который не был допущен к государственным деньгам…

Во многих регионах звучат мысли о том, что правильней было бы, если бы полномочия и право одобрять заемщиков по кратко­срочным кредитам передали субъектам Российской Федерации. На местах лучше знают, чего стоят хозяйства, кто из них действительно работает, а кто прикрывается грамотно составленными бумагами, лишь бы только получить льготные кредиты под несуществующие фермы и пашни. Надеемся, все это временные трудности перехода на новую, хорошую, по сути, систему субсидирования, и мы не наступим снова на старые грабли – «хотели как лучше, получилось как всегда».   

Автор: KVEDOMOSTI.RU

 

БАНЕРЫ

Галерея фотографий