26.11.13 Подписана резолюция рабочей группы "Экология природопользование и аграрная политика" СНП по поводу проекта ФЗ № 584399-5 «О внесении изменений в ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Подписана и направлена в профильный комитет Государственной Думы ФС РФ резолюция рабочей группы "Экология природопользование и аграрная политика" СНП при Председателе Государственной Думы ФС РФ, на которойрассматривался вопроспоправок в проект ФЗ № 584399-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления».

РЕЗОЛЮЦИЯ

На заседании рабочей группы Экология природопользование и аграрная политика" Совета непарламентских партий при Председателе Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации были рассмотрены  поправки Правительства Российской Федерации в проект Федерального закона № 584399-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и другие законодательные акты Российской Федерации (в части экономического стимулирования в области обращения с отходами)», принятого Государственной Думой РФ в первом чтении 7 октября 2011 г.

Анализ материалов, полученных от представителей бизнеса,  научного и экспертного сообщества, профильных общественных организаций и  субъектов РФ по отношению к поправкам законопроекту № 584399-5, принятому в первом чтении, позволил сделать основные следующие выводы:

Положительной стороной  законопроекта  является  расширение полномочий субъектов Федерации за счет передачи значительной части полномочий по регулированию обращения с отходами с федерального и муниципального уровней на региональный, в том числе:

- в целях обеспечения финансирования  перераспределяемых полномочий предлагается плату за негативное воздействие, собираемую за размещение отходов,  распределять  в другой пропорции: 50 процентов вместо 40 имеющихся, предложено перечислять в бюджеты субъектов Федерации, а  30 процентов (вместо 40) в муниципальные бюджеты;

- установление в программах социально-экономического развития субъекта РФ прогнозных показателей мероприятий по сокращению количества твердых бытовых отходов, но при этом мероприятия по предупреждению и сокращению количества отходов производства разработчиками законопроекта не рассматриваются;

- предоставление полномочий устанавливать порядок приема тары, пригодной для многоразового использования, под ранее внесенный залог («залоговый механизм»), но в то же  время  разработчики законопроекта: используют неправильную терминологию применительно к многооборотной упаковке; не учитывают, что порядок обращения с многооборотной тарой установлен нормами Гражданского кодекса РФ; не принимают во внимание нормы Технического регламента Таможенного союза «О безопасности упаковки», согласно которым стеклянные бутылки из-под пива являются однооборотной упаковкой; не учитывают, что использованные ПЭТФ-бутылки и алюминиевые/жестяные банки из-под напитков не могут относиться к многооборотной упаковке. После вступления в силу (июль 2012 г.) Технического регламента Таможенного союза «О безопасности упаковки» предложенная норма теряет смысл.

- установление требований к региональным программам в области обращения с отходами, включая целевые показатели в области обращения с отходами без указания их значений, а также перечень мероприятий по обращению с отходами, которые подлежат включению в такие программы и проведение которых возможно с использованием внебюджетных средств, полученных также с применением регулируемых цен (тарифов), и сроки проведения указанных мероприятий;

- передача с муниципального на региональный уровень полномочий по организации деятельности, связанной с обращением с промышленными отходами и  коммунально бытовыми отходами.

В место доработки принятого в первом чтении законопроекта № 584399-5  предложена концептуально новая редакция законопроекта № 584399-5, планируемая к принятию во втором чтении. Представленный законопроект вызвал активную критику со стороны экспертного и профессионального сообщества и не получил поддержку со стороны Минфина России, Минрегионразвития, Минэкономразвития России:

1) законопроект в целом не удовлетворяет требованиям специфики правовой и хозяйственной деятельности субъектов РФ;

2) законопроект не может обеспечить формирование полноценной системы обращения с отходами производства и потребления в субъектах РФ и на федеральном уровне, а так же исключить последствия их негативного воздействия на окружающую среду и обеспечить введение отходов в качестве вторичных ресурсов в хозяйственный оборот;

3) терминология указанного законопроекта в целом не гармонизирована с нормами международного права, включая ОЭСР и ЕС, что препятствует проведению согласованной международной политики и выполнению обязательств, взятых на себя Российской Федерацией в международных конвенциях и соглашениях;

4) законопроект вводит некорректную формулировку принципа ответственности производителей за утилизацию их продукции в конце её жизненного цикла, адресуя его преимущественно к производителям упаковки;

5) отсутствуют нормы по применению наилучших доступных технологий и обеспечению стимулирования их внедрения в области обращения с отходами, некорректно сформулирован принцип ответственности производителей;

В представленном варианте средства утилизационного сбора направляются в фонд обращения с отходами, распределением средств которого по своей сути предполагается осуществлять некоммерческой организацией  - Национальным объединением саморегулируемых организаций операторов по обращению с отходами.     Учитывая, что деятельность указанной организации будет охватывать практически все сферы экономики России, а также влиять на импорт ввозимой продукции, сосредоточение таких полномочий в частной организации является недопустимым, так как ставит под угрозу интересы национальной безопасности Российской Федерации.                 

Реализация принципа ответственности производителя через механизм залогового фонда двусмысленен, непонятен,  не соответствующий реалиям, ни нашим, ни общемировым.

Представленный ко второму чтению законопроект № 584399-5 не только не решил имеющиеся проблемы, но и создал предпосылки для усугубления ситуации в области обращения с отходами в Российской Федерации. В частности, в законопроект введена обширная  новелла «Саморегулируемые организации операторов по обращению с отходами». Противоречащая международным нормам, включая нормы ОЭСР и ЕС, и предлагает отменить лицензирование в области обращения с отходами, вместо этого устанавливает обязательное членство в саморегулируемой организации, как неотъемлемое условие по допуску к производству работ по обращению с отходами. Такой подход противоречит принципу действующего № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», где одним из принципов объединения профильных организаций является их добровольное членство.

В современных российских условиях введение механизма саморегулирования в области обращения с отходами ставит под угрозу экологическую безопасность государства по следующим причинам:

- законодательное и нормативно-правовое обеспечение в области обращения с отходами не отвечает новым экономическим условиям, современным научным представлениям о рациональном использовании сырьевых и материальных ресурсов;

- не проводится дифференциация в отношении отходов, требующих специального регулирования;

- существующая законодательная база не позволяет стимулировать хозяйствующих субъектов, осуществляющих внедрение малоотходных технологий, и хозяйствующих субъектов, занятых в сфере обращения с отходами, а также принимать адекватные меры к лицам, наносящим ущерб окружающей среде несанкционированным размещением отходов;

Кроме того, с учетом особой специфики данного вида деятельности было бы политически неверным противопоставлять институт саморегулирования  государственному регулированию по следующим причинам: практически все создающиеся саморегулируемые организации объединяют переработчиков только ресурсно-ценных отходов (то есть вторичного сырья) и/или владельцев свалок и полигонов. Другими словами, как и в случае с минерально-сырьевой базой углеводородов, имеется явная тенденция на опережающую выработку высокопродуктивных объектов. Практически ни одна из созданных организаций не занимается научно-исследовательской работой, образованием и просвещением населения, нормотворчеством. Их основная цель – получение быстрой прибыли в пока незанятом в сегменте рынка и желание подменить функции государства.

Основные принципы, на которых, с нашей точки зрения, должна базироваться национальная система обращения с отходами в России:

• отказ от фискальных подходов к решению проблемы;

• установление целевых показателей утилизации для производителей (импортеров) (в виде доли от введенной в оборот подлежащей утилизации продукции/упаковки);

• отраслевой подход, в соответствии с которым для разных категорий готовой продукции целесообразно разработать на законодательном уровне правила обращения с соответствующими отходами;

• установление переходного периода (не менее четырех лет);

• возможность выбора производителями (импортерами) альтернативных способов утилизации, организованных:

а) силами самих производителей (импортеров);

б) в кооперации с другими производителями (в том числе через создание управляемых ими специализированных саморегулируемых организаций) и/или иными юридическими лицами;

 в) путем прямых договоров со специализированными операторами системы обращения с отходами (аккредитованными организациями);

• использование опыта ЕС, в том числе и при формировании общего рынка стран-участниц ТС/ЕЭП

• равные условия для российских производителей и импортеров, в том числе с учетом обращения продукции на территории Таможенного союза

Основным стимулом к развитию индустрии переработки отходов в рамках института расширенной ответственности производителя является гарантированный, постоянный и  платежеспособный спрос на услуги по переработке отходов потребления, обеспечивающий соответствующий уровень прогнозируемости и стабильности для капитальных и иных вложений со стороны инвесторов.

Необходимо учитывать, что, поскольку субъектом регулирования будут являться, в первую очередь, производители потребительских товаров, оплачивать данный спрос и работу всей системы, в конечном итоге, будет потребитель в цене продукции массового спроса, в том числе высокой социальной значимости: детское питание, молочная продукция, масложировая продукция, хлебобулочные изделия, бытовая химия, электробытовые приборы и т.д. Очевидно, что для снижения издержек и инфляционного давления, развитие индустрии переработки за счет расширенной ответственности производителя должно реализовываться через наиболее экономически эффективные механизмы, способствующие созданию и развитию конкуренции между операторами по обращению с отходами за тот спрос и те средства, которые будут направляться производителями (импортерами) товаров в индустрию переработки отходов потребления. При этом контроль за этими средствами должны осуществлять сами производители – напрямую (самостоятельное исполнение обязанности по утилизации, в том числе  путем объединения производителей и импортеров по отраслевому принципу)  или опосредованно через государство (государственный фонд, принцип «эквивалентности).

Неприемлемой является система регулирования, при которой финансовые потоки (расходы производителей на самостоятельное обеспечение нормативов утилизации, средства государственного фонда по обращению с отходами и т.д.), а также контрольные функции в рамках системы расширенной ответственности производителя  будут тем или иным образом замкнуты на одной негосударственной структуре, формируемой и контролируемой операторами по обращению с отходами. Отказ от конкурентных моделей в пользу монопольных влечет за собой риск необоснованного роста стоимости переработки, что в свою очередь приведет к неоправданному инфляционному давлению.

 Таким образом, с учетом предложений и дополнений, полученных от субъектов РФ к принятому в первом чтении законопроекту № 584399-5, а также мнения экспертного сообщества, высказанного на заседании рабочей группы  в Государственной Думе ФС РФ, законопроект требует существенного  пересмотра.

 

Член ЦС Российской Экологической Партии «ЗЕЛЁНЫЕ»

Координатор рабочей группы Совета непарламентских партий по вопросам экологии и природопользования                                                            

                                                                                         Е.В. Гришина

 

 

Председатель Всероссийской  политической партии «Агарная партия России»

Координатор рабочей группы Совета непарламентских партий по вопросам природопользования и аграрной политики

                                                                                         О.В.Башмачникова

БАНЕРЫ

Галерея фотографий