26.10.2017 Башмачникова: Господдержка строительства ОРЦ должна ориентироваться на малых и средних сельхозпроизводителей

Продолжать господдержку строительства оптово-распределительных центров (ОРЦ) имеет смысл только в случае, если приоритетом станет создание небольших районных агрологистических центров, организованных либо малыми сельхозпроизводителями, либо их кооперативами. Это стимулирует расширение производства, приведет новых малых предпринимателей на село и, как следствие, значительно увеличит эффект от государственных вложений, считает эксперт Народного фронта, вице-президент АККОР Ольга Башмачникова.

Государство с 2015 г. поддерживает строительство оптово-распределительных центров (ОРЦ), на площадках которых планировалось объединить всех участников сельскохозяйственного рынка. Такие центры должны были решить основные проблемы, связанные с хранением и реализацией продукции, – нехватку овощехранилищ, большие затраты на транспортировку, закрытый для многих производителей доступ к торговым сетям.

«Но этот вид господдержки рассчитан на крупные предприятия. Чтобы получить субсидию на создание логистического центра, позволяющего упаковать и сохранить урожай, необходимо, чтобы объем хранения продукции составлял не менее 30 тыс. т. Это в разы больше, чем могут производить малые сельхозпредприятия. При этом государство компенсирует лишь 20% затрат. А значит, даже объединившись в кооперативы, фермеры не смогут осилить 80% расходов на создание своего ОРЦ. У них нет свободных денег для создания общей инфраструктуры, в том числе складских и перерабатывающих объектов, а льготные кредитные ресурсы остаются для них недоступны», – объяснила ситуацию Ольга Башмачникова.

Для объединения фермеров, по ее словам, нужна стартовая господдержка через создание системы малых кооперативных логистических центров, где продукция, выращенная малыми формами агробизнеса, может храниться, фасоваться и направляться в торговые сети, магазины шаговой доступности, на ярмарки и рынки.

Строительство же крупных оптово-распределительных центров не решит задачу сбыта, хранения и предпродажной подготовки продукции фермерских хозяйств и личных подворий, не поможет им выйти на рынок. В программе ОРЦ участвуют в основном крупные девелоперы и ретейлерские сети, которые будут окупать потраченные ресурсы за счет снижения закупочных цен или роста стоимости услуг для малых производителей. Выход, по мнению Башмачниковой, состоит в том, что те средства, которые выделяются в рамках госпрограммы на развитие оптово-распределительных центров, перераспределить на муниципальные агрологистические центры малой мощности, созданные на кооперативной основе, и субсидировать им 80% капитальных затрат.

«Приоритетом для государства должна стать организация именно небольших сельских, районных агрологистических центров. Везти малым предпринимателям продукцию в один оптово-распределительный центр на уровне региона далеко и невыгодно. В то же время проблема со сбытом у данной категории предпринимателей стоит наиболее остро и системно не решается. А это вопрос, имеющий важнейшее значение для насыщения отечественного рынка экологически чистой продукцией и повышения доходности сельских семей», – отметила Ольга Башмачникова.

Президент России уже поддержал инициативу участников «Форума Действий. Крым» Народного фронта по снижению объемов строительства оптово-распределительных центров для Крыма и Севастополя. Минсельхоз подготовил приказ, в котором определил для двух этих регионов минимальную мощность единовременного хранения ОРЦ на уровне 5 тыс. т сельскохозяйственной продукции.

Однако по остальным российским территориям складывается парадоксальная ситуация: более 80% овощей и картофеля производят малые формы хозяйствования, и они же испытывают трудности в хранении и реализации продукции – их потери доходят до 40%. Корректировка программы господдержки строительства ОРЦ (снижение объемов единовременного хранения продукции до 5–10 тыс. т и распространение программы на сельскохозяйственные потребительские кооперативы и представителей микробизнеса) позволит объединять и фермеров, и товарные личные подворные хозяйства.

Для защиты их прав в уже созданных центрах нужно повысить целевые показатели итоговой доли продукции, которую поставляют малые формы хозяйствования, и привязать ее к доле продукции, которая в экономике региона приходится на фермеров. Также необходимо сделать публичной стоимость услуг и закупочные цены крупных ОРЦ и вести активную информационно-разъяснительную работу среди фермеров и подворий, стимулируя их объединяться в кооперативы для наиболее эффективного решения вопросов реализации.

«Малые распределительные центры должны создаваться на территориях, вокруг которых в оптимальном радиусе производят продукцию и фермеры, и подворья», – считает Башмачникова. В этом случае эффект от вложенных государством средств будет значительно выше, уверена эксперт ОНФ. Ведь если инфраструктура удобна и выгодна для малого бизнеса, это стимулирует расширение производства, приход новых малых предпринимателей на село.

«И здесь может возникнуть мультипликативный эффект: объемы производства вырастут, а за счет развития альтернативной инфраструктуры сбыта появится реальная конкуренция, сохранятся сельские территории, восстановятся деревни», – отметила Ольга Башмачникова.

 

Продолжать господдержку строительства оптово-распределительных центров (ОРЦ) имеет смысл только в случае, если приоритетом станет создание небольших районных агрологистических центров, организованных либо малыми сельхозпроизводителями, либо их кооперативами. Это стимулирует расширение производства, приведет новых малых предпринимателей на село и, как следствие, значительно увеличит эффект от государственных вложений, считает эксперт Народного фронта, вице-президент АККОР Ольга Башмачникова.

Государство с 2015 г. поддерживает строительство оптово-распределительных центров (ОРЦ), на площадках которых планировалось объединить всех участников сельскохозяйственного рынка. Такие центры должны были решить основные проблемы, связанные с хранением и реализацией продукции, – нехватку овощехранилищ, большие затраты на транспортировку, закрытый для многих производителей доступ к торговым сетям.

«Но этот вид господдержки рассчитан на крупные предприятия. Чтобы получить субсидию на создание логистического центра, позволяющего упаковать и сохранить урожай, необходимо, чтобы объем хранения продукции составлял не менее 30 тыс. т. Это в разы больше, чем могут производить малые сельхозпредприятия. При этом государство компенсирует лишь 20% затрат. А значит, даже объединившись в кооперативы, фермеры не смогут осилить 80% расходов на создание своего ОРЦ. У них нет свободных денег для создания общей инфраструктуры, в том числе складских и перерабатывающих объектов, а льготные кредитные ресурсы остаются для них недоступны», – объяснила ситуацию Ольга Башмачникова.

Для объединения фермеров, по ее словам, нужна стартовая господдержка через создание системы малых кооперативных логистических центров, где продукция, выращенная малыми формами агробизнеса, может храниться, фасоваться и направляться в торговые сети, магазины шаговой доступности, на ярмарки и рынки.

Строительство же крупных оптово-распределительных центров не решит задачу сбыта, хранения и предпродажной подготовки продукции фермерских хозяйств и личных подворий, не поможет им выйти на рынок. В программе ОРЦ участвуют в основном крупные девелоперы и ретейлерские сети, которые будут окупать потраченные ресурсы за счет снижения закупочных цен или роста стоимости услуг для малых производителей. Выход, по мнению Башмачниковой, состоит в том, что те средства, которые выделяются в рамках госпрограммы на развитие оптово-распределительных центров, перераспределить на муниципальные агрологистические центры малой мощности, созданные на кооперативной основе, и субсидировать им 80% капитальных затрат.

«Приоритетом для государства должна стать организация именно небольших сельских, районных агрологистических центров. Везти малым предпринимателям продукцию в один оптово-распределительный центр на уровне региона далеко и невыгодно. В то же время проблема со сбытом у данной категории предпринимателей стоит наиболее остро и системно не решается. А это вопрос, имеющий важнейшее значение для насыщения отечественного рынка экологически чистой продукцией и повышения доходности сельских семей», – отметила Ольга Башмачникова.

Президент России уже поддержал инициативу участников «Форума Действий. Крым» Народного фронта по снижению объемов строительства оптово-распределительных центров для Крыма и Севастополя. Минсельхоз подготовил приказ, в котором определил для двух этих регионов минимальную мощность единовременного хранения ОРЦ на уровне 5 тыс. т сельскохозяйственной продукции.

Однако по остальным российским территориям складывается парадоксальная ситуация: более 80% овощей и картофеля производят малые формы хозяйствования, и они же испытывают трудности в хранении и реализации продукции – их потери доходят до 40%. Корректировка программы господдержки строительства ОРЦ (снижение объемов единовременного хранения продукции до 5–10 тыс. т и распространение программы на сельскохозяйственные потребительские кооперативы и представителей микробизнеса) позволит объединять и фермеров, и товарные личные подворные хозяйства.

Для защиты их прав в уже созданных центрах нужно повысить целевые показатели итоговой доли продукции, которую поставляют малые формы хозяйствования, и привязать ее к доле продукции, которая в экономике региона приходится на фермеров. Также необходимо сделать публичной стоимость услуг и закупочные цены крупных ОРЦ и вести активную информационно-разъяснительную работу среди фермеров и подворий, стимулируя их объединяться в кооперативы для наиболее эффективного решения вопросов реализации.

«Малые распределительные центры должны создаваться на территориях, вокруг которых в оптимальном радиусе производят продукцию и фермеры, и подворья», – считает Башмачникова. В этом случае эффект от вложенных государством средств будет значительно выше, уверена эксперт ОНФ. Ведь если инфраструктура удобна и выгодна для малого бизнеса, это стимулирует расширение производства, приход новых малых предпринимателей на село.

«И здесь может возникнуть мультипликативный эффект: объемы производства вырастут, а за счет развития альтернативной инфраструктуры сбыта появится реальная конкуренция, сохранятся сельские территории, восстановятся деревни», – отметила Ольга Башмачникова.

 

Продолжать господдержку строительства оптово-распределительных центров (ОРЦ) имеет смысл только в случае, если приоритетом станет создание небольших районных агрологистических центров, организованных либо малыми сельхозпроизводителями, либо их кооперативами. Это стимулирует расширение производства, приведет новых малых предпринимателей на село и, как следствие, значительно увеличит эффект от государственных вложений, считает эксперт Народного фронта, вице-президент АККОР Ольга Башмачникова.

Государство с 2015 г. поддерживает строительство оптово-распределительных центров (ОРЦ), на площадках которых планировалось объединить всех участников сельскохозяйственного рынка. Такие центры должны были решить основные проблемы, связанные с хранением и реализацией продукции, – нехватку овощехранилищ, большие затраты на транспортировку, закрытый для многих производителей доступ к торговым сетям.

«Но этот вид господдержки рассчитан на крупные предприятия. Чтобы получить субсидию на создание логистического центра, позволяющего упаковать и сохранить урожай, необходимо, чтобы объем хранения продукции составлял не менее 30 тыс. т. Это в разы больше, чем могут производить малые сельхозпредприятия. При этом государство компенсирует лишь 20% затрат. А значит, даже объединившись в кооперативы, фермеры не смогут осилить 80% расходов на создание своего ОРЦ. У них нет свободных денег для создания общей инфраструктуры, в том числе складских и перерабатывающих объектов, а льготные кредитные ресурсы остаются для них недоступны», – объяснила ситуацию Ольга Башмачникова.

Для объединения фермеров, по ее словам, нужна стартовая господдержка через создание системы малых кооперативных логистических центров, где продукция, выращенная малыми формами агробизнеса, может храниться, фасоваться и направляться в торговые сети, магазины шаговой доступности, на ярмарки и рынки.

Строительство же крупных оптово-распределительных центров не решит задачу сбыта, хранения и предпродажной подготовки продукции фермерских хозяйств и личных подворий, не поможет им выйти на рынок. В программе ОРЦ участвуют в основном крупные девелоперы и ретейлерские сети, которые будут окупать потраченные ресурсы за счет снижения закупочных цен или роста стоимости услуг для малых производителей. Выход, по мнению Башмачниковой, состоит в том, что те средства, которые выделяются в рамках госпрограммы на развитие оптово-распределительных центров, перераспределить на муниципальные агрологистические центры малой мощности, созданные на кооперативной основе, и субсидировать им 80% капитальных затрат.

«Приоритетом для государства должна стать организация именно небольших сельских, районных агрологистических центров. Везти малым предпринимателям продукцию в один оптово-распределительный центр на уровне региона далеко и невыгодно. В то же время проблема со сбытом у данной категории предпринимателей стоит наиболее остро и системно не решается. А это вопрос, имеющий важнейшее значение для насыщения отечественного рынка экологически чистой продукцией и повышения доходности сельских семей», – отметила Ольга Башмачникова.

Президент России уже поддержал инициативу участников «Форума Действий. Крым» Народного фронта по снижению объемов строительства оптово-распределительных центров для Крыма и Севастополя. Минсельхоз подготовил приказ, в котором определил для двух этих регионов минимальную мощность единовременного хранения ОРЦ на уровне 5 тыс. т сельскохозяйственной продукции.

Однако по остальным российским территориям складывается парадоксальная ситуация: более 80% овощей и картофеля производят малые формы хозяйствования, и они же испытывают трудности в хранении и реализации продукции – их потери доходят до 40%. Корректировка программы господдержки строительства ОРЦ (снижение объемов единовременного хранения продукции до 5–10 тыс. т и распространение программы на сельскохозяйственные потребительские кооперативы и представителей микробизнеса) позволит объединять и фермеров, и товарные личные подворные хозяйства.

Для защиты их прав в уже созданных центрах нужно повысить целевые показатели итоговой доли продукции, которую поставляют малые формы хозяйствования, и привязать ее к доле продукции, которая в экономике региона приходится на фермеров. Также необходимо сделать публичной стоимость услуг и закупочные цены крупных ОРЦ и вести активную информационно-разъяснительную работу среди фермеров и подворий, стимулируя их объединяться в кооперативы для наиболее эффективного решения вопросов реализации.

«Малые распределительные центры должны создаваться на территориях, вокруг которых в оптимальном радиусе производят продукцию и фермеры, и подворья», – считает Башмачникова. В этом случае эффект от вложенных государством средств будет значительно выше, уверена эксперт ОНФ. Ведь если инфраструктура удобна и выгодна для малого бизнеса, это стимулирует расширение производства, приход новых малых предпринимателей на село.

«И здесь может возникнуть мультипликативный эффект: объемы производства вырастут, а за счет развития альтернативной инфраструктуры сбыта появится реальная конкуренция, сохранятся сельские территории, восстановятся деревни», – отметила Ольга Башмачникова.

 http://onf.ru/2017/10/26/bashmachnikova-gospodderzhka-stroitelstva-orc-dolzhna-orientirovatsya-na-malyh-i-srednih/

БАНЕРЫ

Галерея фотографий