22.12.2017 Доклад Первого заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) – министра сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) П.Н. АЛЕКСЕЕВА «О совершенствовании нормативных правовых актов, регламентирую

15 декабря в Минсельхозе РФ состоялось совещание под руководством первого заместителя Министра сельского хозяйства  Хатуова Д.Х. на тему «Совершенствование нормативных правовых актов, регламентирующих государственную поддержку в агропромышленном комплексе Республики Саха (Якутия)», приуроченное к дням Республики Саха-Якутия в Москве. Приводим доклад  Первого заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) – министра сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) Петра Николаевича АЛЕКСЕЕВА «О совершенствовании нормативных правовых актов, регламентирующих государственную поддержкув агропромышленном комплексе Республики Саха (Якутия)»

Уважаемые коллеги!

 Во-первых, хочу поблагодарить за предоставленную возможность выступить по постановочным вопросам государственной поддержки сельского хозяйства Якутии на уровне Минсельхоза России.

(слайд 2) Несмотря на то, что Якутия занимает 59 место среди субъектов России по объему продукции сельского хозяйства, по отдельным отраслевым показателям республика лидирует.

Якутия занимает первое место в стране по поголовью табунных лошадей, а также 3 место по поголовью северных домашних оленей. Также почти половина поголовья КРС по Дальневосточному федеральному округу содержится у нас в Якутии.

(слайд 3) По итогам Всероссийской сельскохозяйственной переписи в Якутии на 1000 человек сельского населения приходится почти 9 фермеров, что является наибольшим показателем по стране.

(слайд 4) За последние 2 года ежегодный размер поступлений из федерального бюджета на развитие аграрной отрасли Якутии превышает 1 млрд. рублей, за что мы выражаем большую благодарность Минсельхозу России!

Исходя из исключительной важности сельского хозяйства в экономике сельских территорий Якутии объем финансирования отраслевой госпрограммы из бюджета республики за последние 5 лет возрос почти на 30 процентов до 9,6 млрд. рублей.

(слайд 5) При этом важнейшей задачей является рост  самообеспеченнности республики основными видами сельскохозяйственной продукции в условиях транспортной недоступности большинства населенных пунктов Якутии.

Уважаемые коллеги!

С учетом непростых условий формирования региональных бюджетов в новых экономических условиях прошу поддержать ряд предложений по совершенствованию нормативных правовых актов, регламентирующих государственную поддержку в агропромышленном комплексе.

(слайд 6) Первый постановочный вопрос связан с установлением так называемой единой субсидии на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития АПК, по которой размер поддержки из федерального бюджета в этом году для Республики Саха (Якутия) уменьшился до 376,5 млн. рублей, что практически в 2 раза ниже уровня 2016 года, если учесть все направления, включенные в единую субсидию (744 млн. рублей).

(слайд 7) Это привело, например, к многократному сокращению финансирования таких востребованных направлений, как поддержка начинающих фермеров и развитие семейных животноводческих ферм.

(слайд 8) В результате в этом году количество хозяйств, получивших поддержку по этим направлениям, уменьшилось более чем в 3 раза до 86 хозяйств. Поэтому мы ставим вопрос о выделении средств федерального бюджета на поддержку фермеров и развитие семейных животноводческих ферм отдельной статьей вне Единой субсидии.

(слайд 9) При невозможности реализации данного предложения есть вариант изменения в действующих Правилах коэффициента увеличения показателя в размере 1,2 для 41 субъекта России, что составляет почти половину регионов страны.

(слайд 10) При этом к неблагоприятным для производства сельхозпродукции территориям отнесены 29 субъектов России. Но и к этому перечню возникают вопросы в части, например, уравнивания регионов Центрального федерального округа с районами Крайнего Севера.

(слайд 11) С учетом того, что для внесения изменений в действующие Правила необходимо законодательное обоснование, предлагается поддержать проект федерального закона о внесении изменений в часть 3 статьи 7 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства», где говорится о критериях и методике определения объема субсидий.

Предлагается включить норму о применении повышающих коэффициентов для неблагоприятных для производства сельскохозяйственной продукции территорий, дифференцированных по уровню прожиточного минимума и доле малых форм хозяйствования в продукции сельского хозяйства.

(слайд 12)Вместо применения единого коэффициента увеличения по 41 региону предлагается использовать сумму двух дифференцированных коэффициентов для 29 регионов с неблагоприятными для производства сельскохозяйственной продукции территориями:

Первое, это отношение величины прожиточного минимума для субъекта России к средней величине прожиточного минимума по стране, которое отражает степень удорожания доставки в регион продукции и товаров.

Второе, это отношение доли КФХ и ЛПХ в продукции сельского хозяйства региона к средней величине по стране. Этот показатель будет являться наглядным отражением потребности в субсидиях для начинающих фермеров и семейных животноводческих ферм.

(слайд 13)Для Республики Саха (Якутия) сумма двух коэффициентов составит 3,15 по данным за 2016 год. Использование суммы вместо произведения коэффициентов вызвано необходимостью увеличения показателя по Брянской области, Ненецкого и Чукотского автономных округов.

(слайд 14) Поэтому данный коэффициент предлагается применить вместо постоянной величины 1,2 в Правилах предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития АПК.

(слайд 15) Второй постановочный вопрос связан с определением расчетного объема расходных обязательств субъектов России на реализацию полномочий в сфере сельского хозяйства, который планируется использовать при внедрении «модельного бюджета» с 2021 года. По актуализированной методике Правительства России, объем поддержки отрасли из бюджета республики должен составлять не более 5 млрд. 17 млн. рублей, в то время как фактически в 2016 году направлено 9 млрд. 503 млн. рублей. Только такой уровень поддержки позволяет вывести отрасль на безубыточный уровень производства в условиях повышенных цен на средства производства и энергоносители из-за инфраструктурных ограничений и неблагоприятных природно-климатических условий.

Поэтому предлагается дополнить формулу расчета произведением вышеуказанных коэффициентов прожиточного минимума (1,66) и доли КФХ и ЛПХ в продукции сельского хозяйства (1,49) с исключением коэффициента отношения стоимости фиксированного набора товаров и услуг (1,25). Это позволит увеличить допустимый уровень поддержки сельского хозяйства из бюджета республики до 9 млрд. 933 млн. рублей.

Уважаемые коллеги!

Ряд постановочных вопросов связан с расширением мер поддержки сельхозкооперации в рамках действующих механизмов.

 (слайд 16) С учетом того, что в условиях Крайнего Севера районные заготовители в лице сельскохозяйственных потребительских кооперативов выступают в роли единственного доступного оператора по заготовке, хранению и переработке продукции КФХ и ЛПХ, предлагается учесть эти особенности в Порядке отбора инвестиционных проектов, направленных на строительство и модернизацию объектов АПК (приказ Минсельхоза России от 24 июля 2015 г. №318).

Во-первых, для оптово-распределительных центров установлены требования по единовременному хранению не менее 5 видов сельхозпродукции совокупным объемом не менее 30 тысяч тонн. Предлагается снизить критерий для оптово-распределительных центров в районах Крайнего Севера по наличию мощности единовременного хранения от 30 до 10 тысяч тонн сельскохозяйственной продукции.

(слайд 17) Во-вторых, мелкоконтурность пашни в условиях Якутии обуславливает необходимость кооперации земледельческих хозяйств при заготовке, хранении и реализации картофеля и овощей. Поэтому картофелехранилища и овощехранилища в республике эксплуатируются как правило заготовительными организациями в форме сельскохозяйственных потребительских кооперативов, которые не имеют собственных посевных площадей.

 (слайд 18) Поэтому эти требования предлагается установить не для самого хозяйства, а для совокупного показателя по всем пайщикам сельскохозяйственного потребительского перерабатывающего кооператива, подтверждаемого отчетами хозяйств – членов кооператива по формам федерального статистического наблюдения.

(слайд 19) Далее, повышенный износ оборудования в условиях Крайнего Севера стимулирует нас к более активной поддержке обновления основных средств, поэтому из 15 подпрограмм региональной госпрограммы развития сельского хозяйства 2 подпрограммы направлены на стимулирование инвестиционной деятельности в АПК, а также на техническую и технологическую модернизацию.

(слайд 20) С учетом закредитованности заготовительных организаций, республикой активно вкладываются средства на грантовую поддержку развития материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов, порой без участия федерального бюджета в особенно неотложных ситуациях.

(слайд 21) Поэтому предлагается увеличить установленный норматив поддержки из регионального бюджета с учетом софинансирования из федерального бюджета, от 60 до 80 процентов, для чего необходимо внесение изменений в соответствующие Правила предоставления субсидий.

(слайд 22) Далее, повышенный износ мощностей по переработке сельхозпродукции, в частности, молока, позволяет говорить только о поддержании текущего уровня объема переработки продукции при оказываемом уровне поддержки заготовительных организаций.

(слайд 23) Поэтому в отраслевой госпрограмме предлагается пересмотреть значение прироста объема сельхозпродукции, реализованной сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, получившими средства господдержки. В действующей редакции госпрограммы предусмотрен ежегодный прирост значения индикатора на 10 процентов в течение 2017-2020 годов по всем субъектам России, что означает рост производства за 4 года на 46 процентов.

С учетом интенсивного выбытия производственных мощностей и дороговизны их доставки предлагается для регионов Крайнего Севера уменьшить прирост значения индикатора на коэффициенты прожиточного минимума и доли КФХ и ЛПХ в продукции сельского хозяйства, который предлагается в первом постановочном вопросе. Для Республики Саха (Якутия) ежегодный прирост уменьшится до 3,17 процентов, на период до 2020 года – до 13 процентов против установленного уровня более 46 процентов.

Также обращаемся с просьбой ускорить решение вопросов, поддержанных протоколом выездного совещания Первого заместителя Министра сельского хозяйства России Джамбулата Хизировича Хатуова от 17 марта этого года.

 (слайд 24) Во-первых, это поддержка создания селекционно-генетических центров в оленеводстве, что необходимо для улучшения производственных качеств пород северных домашних оленей. Для этого должны быть внесены дополнения в целый ряд нормативных правовых актов – Правила в области племенного животноводства, приложение №11 Госпрограммы, а также Порядок отбора инвестпроектов по строительству и модернизации объектов АПК.

(слайд 25) Во-вторых, предлагается включить в действующий Порядок отбора инвестпроектов оленеводческие комплексы по первичной переработке с убойными цехами, что является основой для перевода всей отрасли оленеводства на товарность и получение реальных доходов. Для этого также необходимо включить изменения в приказы Минсельхоза № 317 и 318, а также в приложение №11 Госпрограммы.

(слайд 26) Следующий постановочный вопрос – это ситуация с получением льготных кредитов сельхозтоваропроизводителями республики (постановление Правительства РФот 29 декабря 2016 г. №1528).

В этом году был установлен лимит субсидирования банков по льготному кредитованию АПК в Якутии в сумме 14,8 млн. рублей, что означало получение льготных кредитов в сумме 329 млн. рублей. Фактически получено льготных кредитов только на 4 млн. рублей, при этом организации АПК вынуждены были привлечь кредиты по коммерческой ставке на 185 млн. рублей.

(слайд 27) Следует подчеркнуть высокую востребованность льготных кредитов в республике - в течение этого года в адрес федеральных уполномоченных банков аграриями республики было подано 122 заявки на получение льготного кредита на сумму более 2,7 млрд. рублей, в том числе 104 заявки от малых форм хозяйствования.

По 115 заявкам получены отказы банков и на согласование в Минсельхоз России было направлено только 4 заявки на 136 млн. рублей. В результате фактически льготный кредит получило только 1 хозяйство - СХПК «Эрэл» Намского улуса на заготовку сельхозпродукции в сумме 4 млн. рублей.

При этом только на заготовку 75 тысяч тонн сырого молока в 17 основных сельхозрайонах республики и городе Якутске при заготовительной цене 45 рублей за литр требуется 3 млрд. 375 млн. рублей. Если заготовительные организации авансируют 50 процентов этой суммы для поддержки сдатчиков молока для проведения весенне-полевых работ и заготовки сена, то потребность в заемных средствах составляет порядка 1,7 млрд. рублей.

(слайд 28) Поэтому предлагаем рассмотреть два варианта обеспечения доступности льготного кредитования для сельскохозяйственных потребительских кооперативов:

Первое, при отборе уполномоченных банков Минсельхозом России в 2018 году включить критерий наличия у банка специализированного кредитного продукта для сельскохозяйственных потребительских перерабатывающих кооперативов для закупа сельхозпродукции.

Второй вариант, включить в перечень участников кредитные кооперативы, которые будут брать на себя обязательства по выполнению действующих требований банков, а также по обеспечению доступности заемных средств для своих членов в лице районных заготовителей.

(слайд 29) При этом следует подчеркнуть развитие кредитной кооперации на фоне недоступности банковских кредитов – за 2010-2016 годы количество пайщиков кредитных кооперативов, объединенных в систему Сахакредит, возросло почти в два раза до 12 тыс. членов, годовой объем выданных займов возрос почти в 4 раза до 125 млн. рублей, при этом процентные ставки по целевым займам удерживаются на более низком уровне, чем привлекаемые банковские кредиты.

Уважаемые коллеги!

(слайд 30) Еще один постановочный вопрос связан с проведением сельхозпалов, которые в условиях Якутии способствуют восстановлению сенокосных угодий и пастбищ, повышению плодородия почв и улучшению травостоя. В республике естественные пастбища и сенокосы занимают 1,5 млн. га, которые являются основой скотоводства и коневодства Якутии.

(слайд 31) Если не проводить сельхозпалы, то за короткое якутское лето накопленная растительная масса не успевает перегнить, а растущая через старые заросли трава становится скудной, ухудшая рацион кормления КРС и лошадей. Кроме того, за счет охлаждения почвы в условиях сезонной оттайки мерзлых грунтов начинаются процессы заболачивания и кочкования. В результате накопленный объем травяного пласта становится более пожароопасным. Поэтому сельхозпал в условиях Якутии является жизненно необходимой мерой сохранения сельхозугодий и развития животноводства.

По данным МЧС России, на территории Якутии за 2012-2017 годы возникло 1 742 лесных пожара, из которых по причине выжигания сухой травы установлено только 33 пожара, что составляет менее 2 процентов от общего числа пожаров.

(слайд 32) В этой связи, просим поддержать внесение изменения в Правила противопожарного режима, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года №390 «О противопожарном режиме», в части дополнения первого абзаца пункта 218 нормой о разрешении проведения контролируемых выжиганий сухой травянистой растительности сельскохозяйственных угодий в районах Крайнего Севера при условии принятия соответствующего закона субъекта Российской Федерации.

Данная инициатива республики поддержана 7 субъектами России (Камчатский и Хабаровский края, Магаданская, Мурманская и Иркутская области, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа).

(слайд 33) Следующей вопрос – это несовпадение 11 показателей результативности по 5 парафированным соглашениям в рамках реализации программных мероприятий «Устойчивое развитие сельских территорий» с показателями, указанными по Республике Саха (Якутия) в приложении №2 к Госпрограмме.

Во всех соглашениях установлены показатели результативности с учетом уменьшения лимитов на софинансирование расходов из федерального бюджета на период 2018-2020 годы.

(слайд 34) В связи с этим предлагаем внести изменения в Государственную программу в части изменения значений показателей по Республике Саха (Якутия) в соответствии с параметрами парафированных соглашений.

Уважаемые коллеги!

Разрешите также озвучить ряд постановочных вопросов по поддержке деятельности Якутской государственной сельхозакадемии, которая в этом году получила статус базовой организации Минсельхоза России по подготовке специалистов для традиционных отраслей Севера (распоряжение МСХ РФ от 21 июня 2017 года №36-р).

(слайд 35) Во-первых, в Академии более 30 процентов студентов очной формы обучения (505 человек) являются малоимущими, в том числе из труднодоступных сельских территорий, что гораздо выше установленного норматива. При этом их высокая успеваемость позволяет им гарантированно получать различные виды стипендии. Вследствие этого на конец 2017 года возникает дефицит средств на полное выполнение обязательств по выплате государственной академической, социальной и повышенной стипендии в размере         5 млн. рублей. Просим помочь Академии путем дополнительного выделения средств федерального бюджета.

(слайд 36) Во-вторых, значительно растет численность обучающихся детей-сирот – в этом году Академию закончили 13 сирот, а поступило уже 40 сирот. В результате их количество достигло 130 человек, или 8 процентов от общей численности студентов очного обучения. Поэтому к концу года также возникает дефицит средств на выплату положенных денежных компенсаций детям-сиротам в размере 6 млн. 871 тыс. рублей. Мы также просим покрыть данный дефицит за счет федерального бюджета.

(слайд 37) В-третьих, согласно указу Президента России от 7 мая 2012 года №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» мы должны обеспечить к 2018 году повышение средней заработной платы преподавателей ВУЗов до 200 процентов от средней зарплаты в регионе.

На 2017 год данный показатель составляет 180 процентов, поэтому исходя из прогноза среднемесячного дохода от трудовой деятельности в размере 55 990 рублей, утвержденного Правительством республики, среднемесячная начисленная заработная плата должна быть доведена до 100 782 рублей. Чтобы обеспечить такой уровень заработной платы, необходимо выделение еще 29 млн. рублей на фонд оплаты труда преподавателей Академии.

(слайд 38) И последнее. Ввиду высокого уровня привлечения абитуриентов со всех сельскохозяйственных районов республики 88 процентов студентов Академии (1 636 человек) нуждаются в общежитиях. Фактически Академия обеспечило местом в общежитиях только 46 процентов нуждающихся студентов, поэтому еще 888 студентов испытывают трудности в проживании по месту учебы.

(слайд 39) Поэтому обращаемся с просьбой поддержать включение в Федеральную адресную инвестиционную программу реконструкции старого учебного корпуса Октемского филиала Якутской ГСХА под общежитие для студентов вместимостью 92 мест стоимостью 56 млн. рублей.

 

Спасибо за внимание!

 

БАНЕРЫ

Галерея фотографий