28.08.2018 Советом Федерации утверждена Резолюция Круглого стола "О роли фермеров в простанственном развитии сельских территорий и социальном развитии села"

    РЕЗОЛЮЦИЯ КРУГЛОГО СТОЛА

«О  роли  фермеров в пространственном развитии сельских территорий

и социальном развитии села»

 

17 июля  2018 г.                                                                                 г. Москва

                                                                                                                 Совет Федерации,

 Большая Дмитровка, 26

 Россия обладает обширнейшими сельскими территориями.  Они имеют важнейшее значение для территориальной  и  продовольственной безопасности страны, для решения демографических задач, сохранения традиционных  ценностей  и  самобытной  российской культуры.

Cело, обладает мощным экономическим, природным, демографическим и культурным  потенциалом. И оно, безусловно, должно стать территорией будущего с развитой экономикой и инфраструктурой, равномерно расселенными людьми, получающими стабильные доходы. Для этого необходимо переломить продолжающиеся на сельских территориях процессы депрессивного характера.

В настоящее время в сельской местности  проживает около 38 млн. человек, что составляет более 26% населения России. Однако, по прогнозу Росстата, к началу 2020г. численность проживающих в селах сократится до 35,5 млн. человек, к началу 2030г. – до 32,3 млн. (или уменьшится на 15%). Доля же населения в трудоспособном возрасте снизится до 49,3%.

За последние 10 лет идет увеличение количества муниципальных  районов с плотностью  населения  менее  1 и от 1 до 5 человек на 1 кв. км., при этом,  36% населенных пунктов имеют менее 25 человек. 

         Этому опасному явлению есть несколько базовых причин:

-       низкий уровень жизни;

-       неразвитость социально-инженерной инфраструктуры;

-       отсутствие у населения, проживающего на селе, занятости связанной с получением стабильных доходов.

Так,  в 60% населенных пунктов  нет связи с дорогами с сетью дорог  общего пользования,  газификация домов составляет менее 58%, обеспечение питьевой водой – 64%,  отоплением – 68%; средний радиус доступности детского сада – 20 км, школы 17, ФАП- 15, больницы – 85; 2/3 сельских населенных пунктов не имеют учреждений культуры.

При этих негативных тенденциях  программа Устойчивого развития сельских территорий потеряла статус федеральной с потерей финансирования. Так, в рамках Федеральной целевой программы устойчивого развития сельских территорий к 2020 году была утверждена сумма порядка  29 млрд. рублей. В настоящее время, когда программа вошла подпрограммой  в Государственную программу развития сельского хозяйства, эта цифра согласно принятому бюджету уменьшилась на 42%, а в части мероприятий, которые реализует Министерство сельского хозяйства, объем финансирования к 2020 году снизится с 18,75 млрд. рублей до 6,3 млрд. рублей.

Сегодня на селе протекают определенные процессы, связанные с активной миграцией  населения трудоспособного возраста из села в город с одной стороны и  точечное переселение из города в село, в том числе молодых семей, с другой. Наблюдаются также определенные структурные сдвиги среди сельских жителей – переход из одной категории субъектов хозяйствования в другую. Именно эти тенденции и определяют состояние и перспективы развития сельских территорий и непосредственно связаны  с возможностью организации жизнедеятельности, массовой самозанятостью  и развитием  предпринимательства в сельской местности.

Участники круглого стола уверены - чем больше будет решений, связанных со снижением административных барьеров и стимулированием предпринимательской активности  как в сельскохозяйственной, так и не в сельскохозяйственной сфере на селе,  развитием фермерства и кооперации, тем  активнее будет протекать миграция из города в село, в то же время отток  населения из сел в города замедлится. Перенаправление векторов миграции позволит развить  сельскую инфраструктуру, в том числе за счет государственного-частного партнерства, фермеров, несельскохозяйственных бизнесов, что, в совокупности с вышеизложенным, сформирует новую систему пространственного развития  территории страны и равномерного расселения граждан с обеспечением доходной занятости и самозанятости.

Фермерский сектор сегодня - настоящая опора села. Именно благодаря фермерам решаются многие социальные вопросы, появляются инфраструктурные объекты и новые рабочие места. С 2012 года в рамках реализации грантовых программ ими было создано более 43 тыс. рабочих мест. Фермеры стали для села опорными, поскольку не только производят продукцию, но и обеспечивают доходную занятость личным подсобным хозяйствам, снабжают их кормами, ухаживают за общественными пастбищами. Фермеры берут на себя значительную социальную нагрузку и становятся реальным партнером государства по развитию сельских территорий.

Однако экономические условия для масштабного развития фермерства не созданы. По этой причине ежегодно закрывается или переходит в ЛПХ большее количество хозяйств, чем создается новых. Для развития малого предпринимательства на селе нужны:  доступ к земельным,  заемным ресурсам, средствам государственной поддержки, рынкам сбыта, а также снижение административных барьеров и проверок.

Сегодня только 10,7% фермеров имеют доступ к кредитам. А льготные кредиты получили в 2017 сегодня году порядка 2% фермеров на сумму 41,3 млрд. рублей или 6,3% от общего объема выданных льготных кредитов из расчета в рублях. Несвязанную поддержку на га получает 11,9% фермеров, а на литр молока 1,3%.

Сдерживающим фактором развития отрасли и фермерства продолжает оставаться нерешенность многих земельных вопросов. КФХ испытывают серьезные трудности с хранением, переработкой и реализацией произведенной сельхозпродукции. Все это существенно тормозит развитие фермерского сектора, ведет к сокращению количества крестьянских (фермерских) хозяйств, не позволяет полноценно задействовать фермеров в пространственном развитии российских территорий.

Реализация потенциала фермерского сектора через доступ к рынку капитала, земельным ресурсам, государственной поддержке, повсеместное развитие кооперации – приоритетная государственная задача и главное условие устойчивого развития сельских территорий. С этой целью необходимо объединение усилий по совместной конструктивной работе Правительства РФ, Федерального Собрания РФ, Министерства сельского хозяйства РФ и органов АПК регионов для создания базовых условий развития малого сектора аграрной экономики.

 Одной из приоритетных задач, озвученных в Послании Президента РФ Федеральному Собранию 1 марта 2018 года, является развертывание масштабной программы пространственного развития России,  социальное и инфраструктурное развитие сельских территорий. В то же самое время Указ Президента РФ В.В. Путина от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»  предусматривает  решение задач развития малого и среднего предпринимательства в стране, поддержки фермерства и сельхозкооперации.

Руководствуясь вышеизложенным, участники круглого стола предлагают:

 

1. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

1.1. Включить устойчивое развитие сельских территорий в состав приоритетных целей  Госпрограммы развития сельского хозяйства. Вернуть статус Федеральной программы подпрограмме «Устойчивое развитие сельских территорий» с сохранением ранее предусмотренного финансирования.

1.2. Выделить отдельной строкой долю на село во всех государственных программах пропорционально количеству жителей сельской местности.

1.3.  Включить в критерии оценки глав субъектов РФ показатели характеризующие развитие сельских территорий. В частности речь идет о таких показателях как:  освоение земель, занятость населения и создание рабочих мест, уровень доходов селян, количество субъектов малого предпринимательства на селе,  динамика численности сельского населения.

1.4. На основе объективных данных обобщенных учеными перейти к новой социально  ориентированной модели развития села, основанной на развитии кластеров на базе крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов.

1.5.  Организовать консультирование малых форм хозяйствования, а также  граждан, желающих переехать в сельскую местность на базе организаций фермерского самоуправления и существующих информационно-консультационных центров с субсидированием стоимости консультационных  услуг  для  конечного пользователя.

1.6. Ограничить функции центров сельхозконсультирования задачей информационно-консультационного обслуживания только малых форм хозяйствования.

1.7.  Предусмотреть развитие сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации как института мелкого кредита. С этой целью включить сельскохозяйственные потребительские кредитные кооперативы в состав получателей льготных кредитов (в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 875 от 24 июля 2017 г.), для последующего предоставления займов КФХ, СПоК и другим малым формам хозяйствования на селе.

         1.8.  Распространить программу дальневосточного га на субъекты РФ, в которых значительный процент неиспользуемых сельскохозяйственных земель.

1.9.   Предусмотреть бесплатное обучение сельскохозяйственным  профессиям за счет средств федерального бюджета при   условии  возвращения учащихся на работу в сельскую местность.

1.10.  Перейти от принципа подушевого финансирования затрат, связанных с развитием села, к новым стандартам.  Запретить  сокращение сельских школ, ФАПов, детских садов. 

1.11.   Обеспечить покрытие интернетом и мобильной связью 100% сельских поселений.

1.12.  Снизить количество проверок со стороны надзорных органов КФХ, осуществлять проверки не чаще 1 раза в 3 года.

1.13.  Проработать вопрос создания специальных фондов поддержки малого бизнеса в АПК, настроенного на инвестирование в микро предприятий сельского хозяйства.

1.14.   Проработать вопрос стимулирования коммерческих банков и банков с государственным участием выполнять определенные критерии по объемам кредитования малых форм хозяйствования.

1.15.    Проработать вопрос разработки государственной программы по поддержке фермерских торговых сетей, магазинов шаговой доступности, нестационарных торговых объектов, предусмотреть облегченные разрешения на выделение земельных участков под торговые места.

 

 

 

 

 

2. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:

 

2.1. Ускорить принятие поправок в законодательство в части разрешения строительства жилого дома на землях сельскохозяйственного назначения, принадлежащих КФХ, для осуществления его деятельности.

2.2. Ограничить площади землевладений, находящихся в «одних руках» на праве собственности и других прав пользования, в размере не более 10% в пределах одного муниципального образования. В случае превышения допустимого размера – установить прогрессивный налог на землю.

2.3. Предоставлять земельные участки крестьянским (фермерским) хозяйствам, в том числе начинающим фермерам без торгов.

2.4. Внести изменения в статью 3 Федерального закона №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в части предоставления права сельхозтоваропроизводителям бесплатно переоформлять в собственность земельные участки, находящиеся в пожизненном наследуемом владении или постоянном бессрочном пользовании.

2.4. Внести изменения в статью 346.43 Налогового кодекса РФ, в части распространения патентной системы налогообложения на все виды сельскохозяйственного производства.

2.5. Внести изменения в Бюджетный кодекс РФ в части поступления единого сельхозналога в бюджеты сельских поселений, а также 50% от НДФЛ.

 

3. Рекомендовать Министерству сельского хозяйства Российской Федерации:

 

3.1. Разработать новые стандарты  по развитию сельских территорий  с учетом задачи пространственного расселения.

3.2. Выделить господдержку малых форм хозяйствования из единой субсидии в самостоятельное направление.

3.3. Разработать дополнительные меры поддержки субъектов малого предпринимательства на селе, в том числе стимулирующие объединение ЛПХ и КФХ в сельскохозяйственные потребительские кооперативы, а также переход ЛПХ в КФХ.

3.3. Включить в программу грантовой поддержки сельскохозяйственных потребительских кооперативов сельскохозяйственные потребительские кредитные кооперативы.

3.4. Увеличить кратно финансирование мероприятий грантовой поддержки по начинающим фермерам, семейным животноводческим фермам и развитию сельскохозяйственной кооперации.

3.5. Проработать программу грантовой поддержки опорных фермеров, имеющих договора с личными подворьями граждан по аналогии с поддержкой опорных фермеров в Краснодарском крае.

3.5.  Включить в перечень целевого использования инвестиционных кредитов  приобретение земель сельхозназначения.

3.6.  Предусмотреть меры государственной поддержки на развитие сельского туризма и создания не с/х сферы.

3.7. Предусмотреть приоритетным направление государственной поддержки на  строительство убойных пунктов малой мощности, определить количественные задачи муниципалитетам по подготовке соответствующих проектов.

3.8. Проработать условия доступа малых форм хозяйствования к торговле на рынках, ярмарках, к государственным и муниципальным закупкам.

3.9. Установить пороговые показатели для получателей государственной поддержки: при объеме выручки свыше 60 млн. рублей сельхозтоваропроизводитель (включая аффиллированные лица) лишается права на господдержку.

3.10  Установить предельный размер господдержки в размере не более  10% от выручки сельхозтоваропроизводителя за реализованную продукцию.

3.11 Предусмотреть дополнительные субсидии фермерским хозяйствам, размещенным на проблемных территориях в малых населенных пунктах с численностью до 100 жителей. 

3.12 Включить патриотический проект Общественной палаты РФ «Помним. Гордимся. Наследуем» составной частью в программу «Устойчивое развитие сельских территорий» с целью составления государственного реестра сел, деревень, малых городов, сельских районных центров, находящихся на гране вымирания и предусмотреть выделение средств бюджетов различных уровней на реализацию  инициатив тех граждан, которые заинтересованы в их возрождении.      

 

 

4.  Рекомендовать Финансовым институтам:

 

4.1. ЦБ РФ  снизить требования по резервированию средств коммерческих банков по малым кредитам до 10 млн. рублей, с целью упрощения коммерческими банками требований к пакету документов МФХ в АПК для обеспечения доступности кредитования.

 

4.2. Коммерческим  банкам:

-       разработать специальные беззалоговые кредитные продукты с гарантией Корпорации МСП и РГО для малых хозяйств и установить KPI по количеству кредитных заявок по данной категории хозяйствования;

-       установить упрощенные критерии по заключаемым договорам;

-       предусмотреть программы оздоровления попавших в трудную ситуацию субъектов малого предпринимательства с государственной поддержкой.

4.3. Коммерческим банкам исключить штрафование за снижение выручки на расчетном счете субъектов малого предпринимательства на селе.

4.4. Региональным  фондам, выполняющим функции микрофинансовых организаций, снизить  процентную ставку по малым займам до уровня 6,5%, а также увеличить максимальную сумму займа до 5 млн. рублей.

 

5. Рекомендовать региональных департаментам АПК и муниципальным образованиям:

 

         5.1. Предусмотреть в бюджетах муниципальных образований средства на создание пришкольных баз и обучение навыкам выживания на селе за счет приобретения опыта выращивания продукции  сельского хозяйства (тепличные хозяйства, экспериментальное выращивание различных культур, пчеловодство, садоводство, кролиководство и т.д.) совместно с  организациями фермерского самоуправления».

 

***

Включить  предложения  Круглого стола в итоговую резолюцию форума, а также  направить Резолюцию Круглого стола в Правительству Российской Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Министерству сельского хозяйства России, региональным органам власти субъектов РФ и иным заинтересованным министерствам и ведомствам для использования его положений при принятии соответствующих решений по вопросам пространственного развития России и социального развития села.

                                                       

                                                       

Первый сопредседатель                              Сопредседатель Круглого стола

Круглого стола        

 

От Комитета по аграрно-продовольственной  политике

Совета Федерации ФС РФ

 

 

             

            От АККОР

Первый заместитель Председателя Комитета

Лисовский С.Ф.           

    Вице-президент АККОР

           

    Башмачникова  О.В.

 

 

 

 

 

 

БАНЕРЫ

Галерея фотографий