26.09.2018 Выступление вице-президента АККОР, Председателя АПР Башмачниковой О.В. на втором Еразийском женском форуме в Санкт-Петербурге

        

На площадке Второго Евразийского женского форума прошло расширенное заседание Комитета сельских женщин при Межведомственном координационном совете по вопросам устойчивого развития сельских территорий Министерства сельского хозяйства РФ на тему «Роль женщины в развитии сельских территорий».  Мероприятие провела заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Ирина Гехт.

         Вице-президент АККОР, Председатель АПР выступила с докладом , в котором отразила значимую роль фермеров  в развитии сельских территорий и мерах государственной политики по созданию стимулов для ведения предпринимательской деятельности на селе.

Россия обладает самыми  обширными сельскими территориями.  Для того, чтобы обеспечить их поступательное развитие, реализовать огромный заложенный в них потенциал и обеспечить административный контроль, важно, чтобы в стратегии пространственного развития России планированию развития территории села уделялось значимое место.

         К сожалению, сегодня активно идут процессы миграции в города, исчезают деревни, увеличивается количество сельских населенных пунктов с минимальным количеством жителей. Данные процессы вызваны множеством причин, Это и изменением структуры землепользователей – в сельское хозяйство пришел крупный капитал, не заинтересованный в вовлечении местного населения. Это развитие технологий, вымывающих рабочие места, старение населения, незаинтересованность молодежи жить в деревне, неразвитость инфраструктуры, а главное отсутствие условий для массового развития фермерства.

 

В этом году в мае Москве прошла Генеральная ассамблея Всемирной фермерской организации. Панельные дискуссии Ассамблеи стали работающими площадками для ведущих экспертов в области сельского хозяйства и представителей фермерского сообщества из 55 стран мира, среди которых было много женщин, выступающих и руководителями фермерских союзов и ведущими экспертами.

 

В ходе дискуссии эксперты пришли к выводу — важнейшим приоритетом агрополитики должна стать поддержка малых фермеров. Была  признана высочайшая роль семейных фермерских хозяйств в сохранении экологии планеты, обеспечении населения здоровой едой, заботливом отношением к земельным ресурсам, сохранении и заселении сельских территорий.

 

В этой связи важнейшей задачей международного уровня является построение им сохранение социально ориентированной аграрной экономики, повышение устойчивости фермерских хозяйств, содействие в получении ими стабильного дохода.

 И государство должно здесь играть важнейшую роль, координируя деятельность всех работающих на этом поле институтов и беря на себя определенные финансовые обязательства.

Для того, чтобы изменить ситуацию государству нужно создать и запустить систему стимулов для выбора жизни и занятости на селе и под них моделировать развитие самой деревни.    

         Здесь  перед  государством стоит 4  базовых задач:

  1. Остановить выбытие фермерских хозяйств из бизнеса.

Количество фермеров не прекращает снижаться, несмотря на создание новых хозяйств. За 10 лет – произошло снижение на 40%. И если в год создается 23 тысячи новых фермерских бизнесов, то закрывается  33 тысячи хозяйств. Речь идет о создании механизмов повышения устойчивости существующих бизнесов.

 

  1. Подращивать и стимулировать переход в предприниматели тех товарных ЛПХ, которые имеют возможность и желание роста.

 

  1. Стимулировать переезд граждан  в села из городов как для создания и ведения фермерского хозяйства – в основном молодежь, так и с целью проживания в сельской местности и организации простой самозанятости (ближе к пенсионному возрасту)

 

  1. Стимулировать наиболее эффективные модели хозяйственного взаимодействия на селе

 

Рассмотрим более подробно существующую  структуру хозяйствующих субъектов, чтобы понять какое количество КФХ находится в зоне риска по выбытию из бизнеса.

 

Согласно ВСХП, в России имеется 174,8 тысячи КФХ, которые можно структурировать по размеру.

 

1. Маломерные и малоземельные  КФХ–50,500 (44%)  по 14 га  среднем,

 

2. Классические семейные КФХ -47,000 (41%) в среднем  по 240 га и по 1-2 работающих

 

3. Укрупненные семейные КФХ  - 13.100 (11,3%), в среднем по  860 га, по 4-8 работающих – также уменьшилось

 

4. Крупные – семейные корпорации – 5.000 (4%)– земли в среднем 3800, более 10 работающих  -

 

Если сравнить эти показатели с данными переписи 2006 года - увеличение  произошло только в категории  крупных хозяйств,  остальные категории демонстрируют снижение, причем самое значительное среди малоомерных хозяйств – со 172.000 более, чем в 3 раза. И если укрупненные КФХ частично перешли в крупные, то количество малоземельных и классических фермеров уменьшалось по другой траектории. Таким образом, можно считать, что почти 100 тысяч КФХ находятся в зоне риска или 85% от существующих КФХ.

 

Среди оснвоных причин выбытия можно выделить следующие:

 

-    Недоступность заемного капитала - и инвестиционного и оборотного, тем более под льготную процентную ставку.

 

Так льготные кредиты получают 2% фермеров (по итогу 2017 года), а под коммерческую ставку 10%.  При этом фермеры, имеющие 100 га – порядка 1% (по данным за полугодие 2018 года). И хотя на 30 августа мы видим общее увеличение кредитов по МФХ более чем в 2 раза по сравнению со всем 2017 годом, это все равно только 7116 заемщиков или 4% фермеров, причем очевидно из каких категорий.

 

-   Отсутствие программ помощи хозяйствам, попавшим в трудную финансовую ситуацию

При критической для хозяйства ситуации не предусмотрена заморозка действующих финансовых обязательств. Также невозможно продолжение оборотного кредитования под минимальную процентную ставку под гарантию Правительства

Такие программы существуют, например, в Германии. И эта основа социально ориентированной экономики.

 

-      Высокие рыночные и природные риски

 По сути это неработающая система страхования и неурегулированность ценового  рынка.

-      Трудности  со  сбытом произведенной продукции.

-      Наличие административных барьеров.

-  Отсутствие профильного консультирования и специализированных услуг для фермеров;

-      Земельные проблемы

 

Решение этого  блока  проблем  и должно  взять на  себя  государство.

 

Вернемся ко второму блоку задач – развитие потенциала  личных подсобных хозяйств. Согласно переписи, в России насчитывается 2,069 млн.  товарные ЛПХ, которые также сильно неоднородны.

 

Первая  группа – составляет порядка 73% или 1,508  млн. хозяйств. Это -товарные ЛПХ, которые обладают минимальным земельным участком, не имеют желания расти дальше.

 

Вторая группа – 290 тысяч ЛПХ или порядка 14%.Это - товарные ЛПХ, имеющие от 3 до 10 га земли, которые могут быть заинтересованы в росте и могут расти

Активизация потенциала данной группы связана с проведением на уровне региона и районов большой работы по выявлению активных точек роста в ЛПХ.  Выделение в регионах средств на программы социального лифта, на которые откликаются наиболее активные семьи, позволяет дорастить подсобные хозяйства либо до уровня предпринимателя.

 

III.Третья группа ЛПХ  -270 тысяч  или  13% личных подсобных хозяйств, обладающих  в среднем от 10 и выше га  и порядка 12 голов КРС.

 Данная группа практически  эквивалентна группе самых малых фермеров  - это  по сути маленькие семейные фермы, которые скорее всего таковыми и были,  но не имея преимуществ и без господдержки и кредитов ушли в тень, поскольку так легче выжить.

Для активизации потенциала данной группы хозяйств необходимо создать  более сильную мотивациюпредпринимательской деятельности, чем в предыдущем категории. Они уже столкнулись с проблемами, и вернуть их обратно будет сложно.

 

  1. Это  гарантирование получение видов текущей поддержки:

-несвязанной поддержки на га,

-поддержка на литр молока или голову скота.

 

2. Упрощенное налогообложение  – патент, который распространяется на все виды деятельности и соизмерим с размером  бизнеса

3. Доступность льготных заемных ресурсов, в том числе долгосрочных.

4. Это субсидия инвестиционных издержек со стороны от государства – грантовые программы поддержки

5. Развитие службы консалтинга для малых хозяйств, предлагающих информационно-консультационные  услуги  по широкому спектру вопросов с субсидированием затрат со стоимостью консультаций для фермеров.

6. Снятие административных барьеров

7. Запуск программ поддержки фермеров в трудной финансовой ситуации – как страховка рисков в ситуации временного неуспеха

8. Доступ к рынкам капитала.

 

В целом же потенциал  перехода в предпринимательство составляет порядка  560 тысяч ЛПХ. От механизмов запускающих мотивацию предпринимательства зависит, как эта цифра будет скорректирована.

 

Что касается третьей задачи  - возможности переселения из города в село

и проведение переселенческой политики.

 

Мы уже говорили о переселенцах двух видов.

 

1.)             Переселенцы, которые переезжают с целью проживания и самозанятости.

Здесь стимулирующими мерами, запускающими переселение,  могут стать:

-наделение 1 га земли на безвозмездной основе  в регионах, где большое количество неиспользуемой земли;

-предоставление подьемных средств на организацию жилья;

-предоставление подьемных средств для становления подсобного хозяйства – субсидирование поставок скота, цыплят, кроликов, саженцов и т.д. в том числе, через кооперативы;

-предложение эффективных проектов занятости в сельской местности различных природно-климатических зонах – консалтинг;

- гарантия реализации части продукции через кооператив.

 

2) Переселенцы, организующие фермерские хозяйства

 В качестве стимулов для переселения с целью ведения предпринимательской деятельности могут быть:

-предоставление земли без торгов не менее 100 га в пользование на 5 лет (с правом выкупа последующего по льготной цене);

-предоставление грантов на организацию стартапов;

-доступность инвестиционных кредитов и займов на стартапы  под гарантию Правительства

-организация консалтинга по  всем вопросам, включая ведение учета, технологий, юридические и т.п.

-организация сбыта через кооператив, интегратора, торговые сети, магазины шаговой доступности, собственную торговлю.  

 

Здесь помимо государства создавать стимулы может крупный бизнес, заинтересованный в отдаче на аутсорсинг этапов первичного производства, хранении, переработке и доведения до рынка, что самое главное сельхозпродукции, сосредотачиваясь на последующих этапах – откорме. Например, предоставляя гранты студентам аграрных техникумов и вузов.

 

         Осуществляя переселенческую политику важно придерживаться кластерного принципа, так как под семейные фермы расположенные в определенном радиусе и должна развиваться соответствующая инфраструктура. В  этой  связи   можно говорить о моделировании пространственного расселения на сельских территориях, стимулируя развитие субъектов предпринимательской деятельности и даже  модели  их эффективного взаимодействия, стабилизирующего доходность.

 

Модели  эффективного  внутрихозяйственного взаимодействия

 

Среди моделей  взаимодействия,  которое может быть эффективным и повышать доходность и стабильность сельскохозяйственной деятельности, выделим две базовых - кооперация и интеграция

 

Кооперация может быть формальная или неформальная оформленная хозяйственными связями. Кооператив может состоять из равнозначных членов или опереться на базовое хозяйство и объединять как ЛПХ, так и КФХ.

Среди стимулов со стороны государства можно предусмотреть специальную поддержку фермерам, которые являются членами кооператива – субсидирование инвестиций с одновременным субсидированием участия в кооперативе.

но и субсидирование его участия в кооперативе.

 

Интеграция, также может быть различного уровня:  ЛПХ–опорный фермер, фермеры и более крупный фермер, фермеры и холдинг. Каждую модель через систему преференций. В случае опорного фермера – это повышенный размер гранта или субсидирование значительной доли инвестиционных издержек. В случае холдинга – это стимулирование  господдержкой только при условии вовлечения в процесс малых хозяйств в определенном количестве на контрактной основе.

Однако, разрабатывать и внедрять данные меры стимулирования целесообразно исходя из базового принципа реализации социально ориентированной экономики.

Базовый континиум пакетного решения успешного малого бизнеса крупным планом выглядит следующим образом:

«господдержка-консалтинг-заемные ресурсы-сбыт»

 

Основное – Комплекс  «консалтинг, господдержка, кредиты/займы, , сбыт»

         Профильный консалтинг, транслирование технологий и доступность специфических услуг для фермеров – это первое, что нужно системно организовать в целях повышения доходности и устойчивости хозяйств. И об этом говорили на Генеральной ассамблее  Всемирной фермерской организации. Приводился пример Китая, в котором 39 научных центров транслируют информацию и технологии фермерам. Программа обучения и консультирования хозяйств была поддержана государством.

             Что касается недоступности кредитов для фермеров и отсутствии системного доступа к рынку капиталов  свидетельствуют и данные мониторинга АККОР, исследования ОНФ, данные  Всемирного банка, исследования Санкт-Петербургского аграрного университета.

Меры улучшения  доступа  к  заемному капиталу

В первую очередь государство должно создать стимулы для банков

по работе с малым семейным сектором, сформировав ситуацию конкуренции в банковской среде. Это могут быть докапитализация банков при выполнении определенного условия или задания, снижение уровня резервирования, налоговые льготы. Одновременно формулируются условия и показатели, при достижении которых начинаются льготы. Причем количественные, а не только финансовые – какое количество субъектов должно быть прокредитовано с графиком по месяцам.

 

При наличии преференций со стороны государства и Центробанка – банки будут соревноваться за количество малых кредитов в АПК.

 

Должно  быть  четкое  требование для всех банков, являющихся получателем господдержки - прописанные внутрибанковские процедуры – контрольное время на работу с кредитной заявкой на всех этапах. Гарантированная регистрация заявок по аналогии с компанией Росагролизинг.

 

Для всех сотрудников должны быть установлены KPI  всем  сотрудникам, работающим с кредитными заявками. Премирование, привязанное  к количеству рассмотренных заявок.

 

         Важной мерой доступа может стать адаптация запрашиваемой финансовой          отчетности к реальной бухгалтерской отчетности, которую ведет КФХ.    

          Изменение позиции ЦБ в отношении документов.  

 

         Если вернуться к цифровой экономике, то срок обработки заявик должен занчительно уменьшится и стать моментальной. В Германии в инвестиционных банках Заявка на кредит обрабатывается в течение 1 дня.  Увеличению скоростипомогает  запрос со стороны банков части документов в автоматических  базах данных.

 

 

Как бы не была совершенствована система банковского кредитования нельзя полагаться только на банки. Важнейший посыл – создание альтернативных финансовых институтов. Это фонды развития, которые занимались бы поддержкой проектов на начальном этапе – там, где банки видят более серьезные для себя риски. Фонды могут реальными  институтами развития.

 

 

Важнейшую роль в этом смысле играют и кредитные кооперативы - по сути, они могут частично заместить банковскую функцию в районах, где отсутствуют банковские филиалы, а также в отношении малых займов.

         Как пример приведу данные  Союза сельских кредитных кооперативов в 2017 году банкам было выдано 8 кредитов сельскохозяйственным потребительским кооперативам, в то же время кредитные кооперативы только Тюменской области выдали СПоКам 21 займ.

 

         Конечно, для того, чтобы  реализовать экономическую политику нацеленную на развитие сельских территорий необходим институт, который бы консолидировал усилия государства в решении всех стоящих задач и объединял усилия ведомств институтов. Этим институтом может стать министерство сельского хозяйство или агенство развития сельских территорий, созданное под эгидой МСХ РФ и берущее на себя вопрос переселения.

Решение о создании подобного института принято в Китае- институт стратегии сельскохозяйственного развития, который будет помогать в осуществлении разработанной правительством Китая «Стратегии возрождения сельских территорий».

        

Хочу в заключение еще раз особо подчеркнуть, что с разрушением существовавшей ранее мотивации жизни на селе, структура и количество проживающего населения будет видоизменяться и отражать создаваемую государством мотивацию жизни и занятости в сельской местности.  Сельский образ жизни дает возможность совмещать преимущества образа жизни, реализацию собственного потенциала и  получение достойного дохода. Все зависит от того. какие стимулы будут разработаны и насколько массово запущены.

 

 

 

 

 

БАНЕРЫ

Галерея фотографий