2.07.2019 Агро бренды регионов получат поддержку

Ежегодная прямая линия с Президентом РФ Владимиром Путиным стала знаковой для отечественного фермерства. Локальным продуктовым брендам небольших хозяйств обещана поддержка власти для продвижения на рынке и создания имиджа отечественных марок.

Большой холдинг или мелкий фермер – вот в чем вопрос

В мировой экономике есть локальные продуктовые бренды, имя которых стало лучшей характеристикой их вкусовых качеств. Шампанское, швейцарский сыр, пармская ветчина – они столь полюбились людям, что стали «звездами мирового уровня». Эти бренды не просто имеют конкретную привязку к местности, но и становятся своего рода географическим маркером региона, определяя его дальнейшее развитие.

Наша страна – не исключение, уже несколько лет ведутся разработки по внедрению аналогичных марок продукции. Ускорение этому процессу придал лично Президент России, отвечая на вопросы жителей страны.

В ходе прямой линии Президента РФ Владимир Путин получил от вопрос основателя фермерского кооператива «ЛавкаЛавка» Бориса Акимова. Тот спрашивал, что делать, ведь в России в настоящее время оказывается поддержка крупных агропромышленным холдингам, но мелкие фермеры производят интересные продукты и вполне достойны, чтобы их хозяйство развивалось, а население территорий получало качественную пищу. Если позволить фермерам развивать региональную продукцию, можно получить немало хороших, конкурентоспособных брендов.

Локальным брендам – зеленый свет!

Предложение Акимова заинтересовало Президента. Владимир Владимирович вспомнил, что эта идея стара, как мир, и частично эта территориальность в нашей стране сохранилась и поныне. Яркий пример – Вологодское масло, бьющее рекорды по популярности в России. Относительно поддержки крупных агропромышленных холдингов и мелких фермеров – да, дискуссия ведется. Александр Ткачев в бытность свою министром сельского хозяйства докладывал, что большую часть продовольствия поставляют населению крупные хозяйства.

При этом Президент подчеркнул, что информация, который оперирует Акимов, неполная. За недавнее время объемы продаваемой товарной продукции небольших фермерских хозяйств выросли на 45%. На поддержку сельского хозяйства в 2019 году выделено 300 млрд рублей. Если рассматривать, куда уходят эти средства, то 45% от всей суммы «забирают» крупные холдинги, а 16% достается фермерским хозяйствам. Объем товаров, которые фермеры поставляют на рынок, составляет всего 12% от всей совокупности продовольственных сельскохозяйственных поставок, что позволяет малым хозяйствам получить финансовую поддержку в нужном размере. Владимир Путин в конце своего ответа пообещал, что информация услышана, распоряжения Дмитрию Патрушеву будут даны, остается подождать предложений «сверху» по фермерской инициативе.

В свою очередь Министерство сельского хозяйства поспешило заверить, что оно готово обеспечить полноценную поддержку локальным брендам сельхозпродукции. Более того, эта идея действительно не нова – в России пользуются заслуженной любовью народа мед из Башкирии, масло из Вологды, пряники из Тулы, рис из Краснодара или пастила из Белёва. У столичных жителей есть любимые продуктовые «фишки», не являющиеся торговыми брендами, но стремящиеся к ним по популярности, такие как огурцы из Луховиц, арбузы из Астрахани или картошка из Лотошино. При этом Минсельхоз полагает, что часть фермерских брендов имеет все шансы выйти на мировой рынок.

Официально зарегистрировано всего лишь 35 продуктовых позиций. Для такой огромной страны, с богатыми традициями и щедрой землей, этого очень мало. А ведь почти каждый регион может выставить несколько видов продукции, которые могут быть своего рода географическими индикаторами, популяризую продукцию сельского хозяйства и способствуя развитию агропромышленного комплекса в конкретной области. Главной своей задачей Министерство сельского хозяйства считает поддержку фермерства, в качестве примера приводя изменение ситуации в области виноградарства и виноделия. За последние годы он подрос (чему, в немалой мере способствовало вхождение Крыма в состав России). Популярностью стали пользоваться вина, на которых фиксируется географическое указание и является защищенным место произрастания винограда. Подобный опыт может быть использован в других сферах сельского хозяйства.

Продуктовые эндемики России

Огромная страна имеет массу продуктовых традиций, которые нравятся жителям конкретных регионов, и имеющие шанс стать «гастрономическим открытием» для всей страны. Каждый край способен выставить интересные продукты. Если вспомнить историю «Вятского кваса», то она тоже начиналась с прямого вопроса его представителя Президенту РФ. За несколько лет бренд стал популярным, появившись на прилавках магазинов по всей стране.

Мало кто знает, но поиск продуктов, способных стать в будущем брендами, ведется в рамках проекта Национальной ассоциации региональных продуктов. Сейчас в разработке находятся 9 регионов России. По словам Ивана Меркулова, президента НАРП, ведется работа по кооперации небольших производителей продовольственных товаров.
Сценарий следующий:
• главы регионов подтверждают участие в проекте, всецело одобряя его;
• выявляют кандидатов на бренд, т.е. продукты, способные стать «продовольственным лицом» конкретного региона;
• продукция проходит этап тестирования на интерес рынка к предложению;
• полученные данные позволяют понять, имеет смысл вкладываться в развитие конкретного бренда или поиск надо вести дальше.

По результатам поиска, в Чувашии обнаружили пиво, способное быть конкурентоспособным. В Калужском регионе – особое тесто, рецепт которого сохранился благодаря краеведам. В Ставрополье есть местный хлеб, похожий, но гораздо вкуснее, чем чиабатта. Адыгея оказалась знаменита не только своими сырами, но и чесноком.

Меркулов отмечает, что НАРП создает интересные инвестиционные истории с нуля, а также реконструирует уже имеющиеся. У российских продуктов есть огромный рынок, а у регионов – потенциал. Через пару лет станет ясно, насколько жизнеспособными окажутся «фермерские бренды».

 

БАНЕРЫ

Галерея фотографий