16.07.2019 А. Коробка: «Севооборот должен быть как Конституция».

Как уже сообщали «Крестьянские ведомости», 18 июня состоялось расширенное заседание Научно-экспертного совета Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам на тему: «Законодательные аспекты рационального использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения.» Сегодня публикуем продолжение дискуссии.

В предыдущем материале председатель аграрного комитета ГД В. Кашин резко раскритиковал использование земель. Его поддержала замминистра сельского хозяйства РФ С. Ходнева. Обсуждение перезревшей темы было горячим.

А. Коробка: у нас нет правил работы на земле

Андрей Коробка, заместитель главы администрации Краснодарского края, отметил:

— Хочу остановиться на трех аспектах.

И первый, у нас сегодня нет правил работы на земле. Если говорить честно, то у нас сегодня земельный участок — это объект недвижимости. На этом всё ограничено. К сожалению, понятие как «почва» в законе у нас отсутствуют, а самое главное — ответственность за неэффективное ее использование. И что такое неэффективное использование, к сожалению, это понятие у нас сегодня так размыто, что привлечь за это невозможно. Надо пересмотреть.

Мы говорим о снижении плодородия на несколько процентов. Ну, это никуда не годится. Мы должны сегодня четкие критерии расписать, как работать необходимо на земле. И первый шаг к этому — севооборот. Севооборот сегодня каждый использует как захочет, потому что, понимая, что выгоду получил, а завтра, может быть, будет другой день, я по-другому. Вот севооборот должен быть как закон, как Конституция — работа на земле. Вот с этого надо начинать в первую очередь и ответственность за его  несоблюдение.

Мы помним все прекрасно, как у нас Центральная полоса России… сеяли подсолнечник по 30 процентов, по 40 процентов. К чему это привело? Откатились назад, потом опять все заново начали возобновлять.

И сегодня мы проводим совещание, где, к сожалению, только в рекомендательном или где-то в настоятельном своем порядке просим прислушиваться к тем, наверное, требованиям, которые сегодня предъявляют наши ученые. Мы создаем законы. У нас ряд законов о плодородии. Крайний закон, в который мы внесли, мы обязались … товаропроизводителей иметь не менее 10 процентов в севообороте многолетних бобовых культур. И я вам скажу, что порядка на 4 процента мы за два года увеличили.

Не должно быть: после меня хоть потоп

И аграрии видят, там, где севооборот соблюдается, система разработана. Конечно, ее внедрять сложно, потому что тот, кто на земле находится, и хозяин имеет статус собственности, или мы говорим о добросовестном отношении, то, конечно, прибегает к этой системе. А кто говорит: зачем мне нужна система, зачем мне нужно соблюдать севооборот, у меня осталось 5 лет аренды, я лучше закончу, получу деньги, и там будь, что будет? Вот здесь как раз и важна ответственность. И аграрии, которые соблюдают, они получают сегодня 90-95 и 100 центнеров с гектара.

И второй момент. Сегодня завезти почву или, как говорится, чтобы хотя бы сохранить плодородие.  Наверное, и ученые поддержат меня, что невозможно без органики. Это две составляющие, которые позволяют сегодня сохранить – органика и почва, которые друг от друга неотделимы.

А чтобы на Кубани заставить животноводством заниматься, вот если посудить, что стоимость зерна сегодня 10 рублей, ну кто пойдет в животноводство? Мало, кто пойдет. Но если мы оставим эту ситуацию и бросим ее на самотек, то, к сожалению, как наши ученые говорят, через 30-40 лет мы будем иметь гидропонику не только в теплицах, а уже по всей территории края. Поэтому вот здесь важно и стимулирующие методы, и экономические для развития, в том числе и животноводства, и административная ответственность, ответственность за несоблюдение тех регламентов, которые мы просим применить непосредственно в следующих федеральных законах, которые будут рассматриваться.

А вот что касаемо экономических мер, одно есть предложение. Мы говорим, ставка налога на землю. Сегодня она там составляет 0,3 процента. У нас, что животноводством занимается человек, что растениеводством. У одного 30 процентов рентабельность, а у другого 10, дай бог, если будет. Ну, давайте вот этим методом дадим регионам определить или коридор оставить на федеральном уровне, а субъекту дать возможность изменять эту ставку в зависимости от нагрузки животных на один гектар, или внесенных органических удобрений. Тогда совсем по-другому поменяется ситуация. Тот, кто не хочет заниматься животноводством, будет платить большие налоги, и эти же налоги останутся в сельских поселениях. Мы все знаем, что земельный налог – это налог как раз того сельского поселения. И как раз возможность появится. А то у нас в советское время было развитая инфраструктура и животноводства, и строительная бригада. Сейчас этого нет, осталась одна земля, работает 10 человек и на этом точка. Вот этот вопрос надо решить.

И касаемо, конечно, Владимир Иванович, я абсолютно согласен, лесополосы – это в рамках восстановления. Сегодня Краснодарский край имеет средний возраст лесополос порядка 60-70 лет. К сожалению, это уже не те лесополосы, которые должны выполнять свою функцию. Мы приняли ряд краевых законов, но, к сожалению, обязать и получить ответственность сельхозтоваропроизводителей за несоблюдение по уходу за лесополосами не можем. Поэтому это, конечно, для нас очень важный вопрос, который позволит в будущем сохранить и плодородие, и ту почву, которую мы, к сожалению, сейчас с каждым днем теряем и теряем.

В. Батлер: МФХ – драйвер АПК

Владимир Батлер, первый заместитель генерального директора АО «Росагролизинг», сообщил:

— Какие ключевые аспекты хотел бы отметить? Первое. Сейчас более 75 процентов нашего портфеля – это малые формы хозяйствования. Мы видим, что это один из основных драйверов развития сектора АПК в настоящее время. Достаточно большой спрос, большая потребность от этих форм хозяйствования на наши программы лизинга. Мы их стараемся удовлетворить.

Почему лизинг им в первую очередь выгоден? Потому что это, во-первых, длинное дешёвое финансирование с минимальными платежами вначале, а также возможность использовать различные типы налогообложения, упрощённое налогообложение, ускоренная амортизация и это всё очень сильно влияет на экономику, в том числе, малых форм.

Мы видим сейчас огромную потребность в наших программах. В том году мы проводили вместе с Минсельхозом, с региональными минсельхозами опрос потребности в программах льготного лизинга. На три года потребность составляет более 33 тысяч единиц техники на 139 миллиардов рублей. Понятно, что ключевой вопрос здесь – это платежеспособный спрос. Он ограничен. Закредитованность на селе достаточно высокая, поэтому наша программа разработана с учётом этой особенности. Наша ключевая программа сейчас – это обновление парка техники, которая зарекомендовала себя как наиболее актуальная и востребованная.

Минимальный аванс — ноль процентов на самоходную технику, 10 процентов — на прицепное, навесное оборудование. Отсрочка платежа на 6 месяцев, и, соответственно, комбайн может быть использован, а оплата по нему начинается только через шесть месяцев.

У нас есть вторая, не менее важная программа, называется «Федеральный лизинг». Она предусматривает аванс 20 процентов, но в этой программе помимо сельхозтоваропроизводителей могут участвовать также машинотракторные станции.

Есть потенциал развития МТС

В целом мы видим серьёзный потенциал развития МТС на территории России. Мы уже несколько пилотных проектов в том году, в позапрошлом году профинансировали. Такие мехотряды могли бы быть достаточно эффективным инструментом для раскисления почв, выезда на место для других аграрных работ, там, где это нужно соединить с региональными программами. И мы готовы с каждым регионом, у которого возникает потребность в создании МТС, совместно под каждый регион разрабатывать программы, учитывать потребности в той или иной технике и предоставлять необходимую консультацию. Это позволило бы усиливать работу по повышению плодородности почвы.

Работаем в тесном контакте с АККОР

Также мы видим возможность улучшать наши продукты в том плане, что вот есть Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств, мы совместно с АККОР готовы разрабатывать продукт для самых малых форм хозяйствования, у которых достаточно ограниченный баланс, но техника им также нужна. Вот вместе с руководителем этой ассоциации господином Плотниковым мы эту тему обсуждаем. Я думаю, в ближайшее время мы все эти программы тоже озвучим.

В настоящее время есть дефицит тракторов малой мощности на селе, это в первую очередь техника белорусского производства, которая в нужном количестве не выпускается на территории РФ. Поэтому совместно с Минпромторгом мы это обсуждали. Мы обсуждаем с Правительством Республики Беларусь, вот уже в финальной стадии находится программа по лизингу белорусской техники МТЗ, которая будет также достаточно выгодной, ставка составит до 5 процентов, авансы будут минимальны, чтобы фермеры могли также использовать тракторы малой мощности на земле там, где это необходимо.

Мы для себя ставим задачу в рамках нашей новой стратегии до 2024 года поставить техники на сумму не менее 100 миллиардов рублей, это практически порядка 50 тысяч единиц новой техники.

В. Кашин: два комбайна и три трактора – на тысячу га. Куда падать?

Председательствующий В. Кашин отреагировал так:

— Действительно, техническая вооруженность сельского хозяйства катастрофически слабая: два комбайна на тысячу гектаров, три трактора на тысячу гектаров. А при дополнительном вводе земель мы в этом плане, понятно, должны больше и серьезнее заниматься технической перевооруженностью.

Тот механизм, который заложен, о чем говорил Владимир Владимирович, он очень важен, но речь идет об объемах. Мы не должны скатываться ниже, чем имели объемы по постановлению 1432, и по общей закупке мы должны двигаться по объему вперед. И Минсельхоз, и департамент должны глубоко и четко следить за этим. Куда падать? Каждый год падаем, вооруженность через лошадиные силы на гектар. Дальше уже скатываться некуда.

Потом мы с руководством говорили, давайте отрабатывайте в Нечерноземье, несколько районов создадим, в конце концов. Вот тот разговор о сельхоз МТС или можно их по-другому назвать. Давайте по этому вопросу все-таки мы досогласуем пример, как это надо сделать для того, чтобы оказать депрессивным регионам, где пахотная земля используется на 10, 20, 30 процентов. И я думаю, вот крестьянство вас оценит. Посмотрите, вы – ребята все на ходу, молодежь энергичная. Мы вот слушали вас на комитете, очень всем нам тогда импонировал ваш доклад. Посмотрите, ладно?

Э. Зайнак: надеемся на «вологодский гектар»

Заместитель губернатора Вологодской области Эдуард Зайнак подчеркнул:

— Актуальность проблемы рационального использования земель сельхозназначения для Вологодской области обусловлена следующими факторами.

Во-первых, территория Вологодской области достаточно большая, 144 тысячи квадратных километров, из них 11,5 процента — это земли сельхозназначения, но, к сожалению, фактически используется только половина этой земли по назначению и 820 тысяч гектар сегодня не используются… Необходимо также отметить, что 80 процентов территории области занято лесами. Тем не менее, мы рассматриваем для себя проблему вовлечения земель сельхозназначения в оборот, как одну из приоритетных.

Для того, чтобы решать эту задачу, использовались различные механизмы, в частности, оформление невостребованных долей, принудительное изъятие земельных участков из земель сельхозназначения там, где они не использовались. Мы вносили законодательную инициативу по стимулированию и вовлечению в оборот тех земельных участков, которые сегодня зарастают древесно-кустарниковой растительностью. К сожалению, профильным комитетом Госдумы в ноябре прошлого года эта инициатива не была поддержана. Также мы использовали те ресурсы, которые нам предоставила земельная реформа 2014-2015 годов. И, в частности, мы уже в 2015 году запустили возможность предоставления земельных участков, в том числе для ЛПХ и КФХ. Но все это вместе взятое не дает того эффекта. И еще одно средство нами было проработано.

До 100 га — на безвозмездной основе

Осенью 2017 года по поручению губернатора области Кувшинникова была начата разработка концепции о вологодском гектаре, которая завершилась принятием в декабре 2018 года соответствующего областного закона. В основу концепции закона легло положение статьи 10 Федерального закона «Об обороте земель сельхозназначения», которым определено, что земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут предоставляться гражданам и юридическим лицам в собственность на безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ.

Принципиальным отличием нашего закона от всех предыдущих является то, что земельные участки площадью от одного до 100 гектар сегодня могут предоставляться гражданам и юридическим лицам в собственность на безвозмездной основе. При этом, как минимум, мы полагаем, что «вологодский гектар» дает потенциальным участникам возможность безопасного вложения собственных средств, а также использования полученных участков в качестве залогового имущества.

Основные положения закона — это предоставление земельных участков гражданам РФ, достигшим совершеннолетия, юридическим лицам, зарегистрированным на территории РФ и осуществляющим производство или переработку сельхозпродукции, предоставление земельных участков для сельскохозяйственного использования. Как вы знаете, приказом Минэкономразвития установлено 18 видов такого использования. Максимальные размеры предоставляемых земельных участков — это 2,5 гектара гражданам для ЛПХ, максимум — 10 гектар гражданам для иных целей, и 100 гектар для юридических лиц, минимальный размер участков — это 1 гектар и принцип однократного предоставления земельного участка.

Определили три пилотных района

Мы определили сегодня пока пилотные три района на территории области, где с 1 апреля запустили реализацию данной программы. При отборе пилотных районов мы исходили из площадей земель фонда перераспределения, расположения земель вблизи объектов инфраструктуры и населенных пунктов, ну и, собственно говоря, готовности самих районов к реализации данного проекта. Пока в этой программе у нас задействовано земель не так много – 3 300 гектаров. Но это первый этап, и сегодня мы уже ведем работу по реализации второго этапа. И думаем, что к концу года он будет запущен.

Новацией программы является создание уникальной геоинформационной системы, доступ к которой открыт на всей территории страны. В рамках проекта была разработана одноименная автоматизированная система «Гектар-35». Система интегрирована с региональным порталом госуслуг, которая позволяет желающим подавать заявки на участок дистанционно без визитов в уполномоченные органы. Сведения о границах, контурах земель оцифрованы, внесены в систему, участки представлены на интерактивной карте, где можно выбрать понравившийся участок. То есть площадь, наличие инженерной и социальной инфраструктуры, близость к населенному пункту и так далее.

Кроме того, предусмотрена цветовая индикация, характеризующая этапы оформления, то есть пользователь может выбирать только те участки, которые окрашены в зеленый цвет, они свободны для распределения. Для выбора контура предусмотрен специальный инструмент, позволяющий создать конфигурацию желаемого участка внутри контура самостоятельно. Также в личном кабинете заявителя отражаются все действия заявителя и уполномоченных органов в процессе рассмотрения заявки. При этом можно отслеживать статус рассмотрения заявления.

 

Предусмотрели подъемные для переселенцев

Поскольку данная программа рассчитана на граждан всей РФ, то для тех, кто в рамках этой программы будет переселяться на территорию Вологодской области, мы предусмотрели так называемые подъемные в размере 10 размеров прожиточного минимума на каждого члена семей, переезжающих в рамках реализации этой программы.

Сегодня у нас в работе 466 заявок, которые претендуют на почти 2,5 тысячи гектар. 105 заявлений уже согласованы предварительно компетентными органами размещения земельных участков.

П. Антов: на Владимирщине землю не берут

Председатель комитета Заксобрания Владимирской области по аграрной политике, природопользованию и экологии Павел Антов рассказал:

— Мы 8 месяцев во Владимирском Законодательном Собрании занимаемся вопросом неиспользуемых сельхозугодий и создаётся такое впечатление, что в то время, когда люди пахали эту землю, ухаживали за ней, холили её, лелеяли, те люди, которые в период безнаказанного раздела нашей страны, захватили эти земли, которые на сегодняшний день не используются, готовились к тому, чтобы также продолжать безнаказанно их использовать, либо сдавая в аренду, либо просто закладывая в банки, либо ждут какого-то часа, когда они смогут эти земли, наконец, продать по тем безумным ценам, по которым они их предлагают на сегодняшний день на рынке.

И охватывало отчаяние от того, что никак нельзя обойти столько всяких подзаконных актов. Так обложились, что вот в раз создать какую-то чёткую систему передачи неиспользуемых земель для людей, которые хотят это ещё пока делать, просто не было возможности. Но мы разработали свои предложения и направили их вам.

Осенью прошлого года во Владимирском Заксобрании мы приняли такой закон: 200 гектаров земли выдавать КФХ для того, чтобы они могли заниматься расширением своих хозяйств бесплатно на шесть лет с последующим переоформлением, если это понадобится. До сих пор никто не взял, вот, что страшно. У людей глаза гаснут, никто уже не хочет этим заниматься…

Во Владимирской области уже землю не берут, сейчас земля не нужна уже.

С. Керселян: повысить спрос за использование земли

Сергей Керселян, председатель комитета Мособлдумы по вопросам аграрной политики и потребительского рынка, отметил:

— Начиная с 2013 года, в Московской области введено в оборот более 350 тысяч гектаров земель. Это не самые лучшие результаты. Наши предложения.

Первое. В настоящее время размер максимального штрафа для юридического лица — 700 тысяч рублей, при этом не имеет значения, сколько земельных участков селькохозяйственного назначения используется организацией не по целевому использованию. А ведь это существенно. Предлагаем привлекать к ответственности за нарушение целевого использования с каждого отдельно взятого земельного участка.

Второе. Сегодня установлены две ставки земельного налога, на использование земли – 3 процента, на неиспользование – 1,5 процента. Мы предлагаем ужесточить это правило до 5 процентов.

Третье. Сейчас недобросовестные собственники переоформляют право на земельные участки, пытаясь избежать административной ответственности. В связи с этим предлагаем запретить совершение любой сделки с момента выявления факта нарушения законодательства, вплоть до его устранения. В едином государственном реестре недвижимости будет стоять запись об обременении и сделку нельзя будет зарегистрировать.

Четвертое. Необходимо законодательно закрепить возможность изъятия земельных участков при условии выявления фактов их неиспользования в течение двух лет. Сейчас норма три года. Мы предлагаем ужесточить до двух лет.

Пятое. Необходимо включить в перечень признаков неиспользования земельных участков дополнительный признак, отсутствие данной статистической отчетности об итогах сева под урожай за год, предшествующий проверке использования земельного участка.

Шестое. При осуществлении контрольных мероприятий выявлена сложность в поиске собственника. В выписке из единого государственного реестра недвижимости адрес собственника не указывается, в связи с чем контрольным органам приходится тратить время на запросы этих сведений. Предлагаем включить в единый государственный реестр недвижимости сведения об адресе регистрации и месте жительства собственника земельного участка, а также дополнительные сведения о виде сельскохозяйственных угодий и о наличии или отсутствии мелиоративных систем на земельные участки.

Седьмое. Необходимо решить вопрос с бесхозяйными мелиоративными системами. Действующим законодательством не определен ни их статус, ни порядок, ни списание в случае 100-процентного износа и полного разрушения, при котором не требуется проведения технических мероприятий по их ликвидации.

Решение вопроса о возможности и необходимости списания мелиоративных систем предлагаем возложить на постоянно действующие комиссии, созданные в субъектах при участии федеральных органов исполнительной власти или их подведомственных учреждений.

Мы рассчитываем, что наши предложения найдут отражение в итоговых документах.

Автор: Александр РЫБАКОВ, «Крестьянские ведомости»

 

БАНЕРЫ

Галерея фотографий