1.10.2019 Комментарий. Престиж села: в интернете и на ТВ есть «Доярка из Хацапетовки», но нет доярки.

«Крестьянские ведомости» завершают публикацию выступлений участников круглого стола «Законодательные аспекты проектного подхода к реализации Программы комплексного развитию сельских территорий», проведенного аграрным комитетом Госдумы 24 сентября.

Обсуждение актуального вопроса было горячим – порой председательствующий член комитета Алексей Ситников призывал снизить градус, не уходить от темы.

Н. Огородникова: опасаемся работать на корзину

Наталья Огородникова, начальник Управления по организационной кадровой работе и развитию сельских территорий Калужской области, рассказала:

— Мы планируем и хотели бы, чтобы Минсельхоз поддержал 35 проектов комплексного развития на общий объём финансирования 2 миллиарда 12 миллионов рублей…

И вот теперь о проблемах. Все, практически, выступающие все те наши предложения затронули. У нас бюджетная заявка была направлена по жилью, но лишь на 8 процентов она будет удовлетворена. Это, конечно, для любого региона недостаточно.

И ещё очень важный момент. Первоначально всегда говорили об уровне софинансирования по нацпроектам. Однако многократно мы интересовались, спрашивали, нам говорят: уровень софинансирования сейчас – это согласно 999 постановлению правительства. То есть вот такая нагрузка в случае, если что-то не изменится, ляжет на наш региональный бюджет. То есть нам надо будет дополнительно изыскивать 514 млн рублей и это очень важно на это обратить внимание. Потому что мы сейчас подготовили эти 35 проектов, они все с документаций, с экспертизами.

Кстати сказать, вот коллега из Ставропольского края говорил, что существенную сумму из регионального бюджета планируют на проектные работы. Мы тоже готовы это сделать, но опять же у нас нет гарантии, что все проекты пройдут этот отбор. То есть мы будем, грубо говоря, работать на корзину, что нас очень беспокоит.

И последняя просьба. Погашение понесенных затрат сельхозтоваропроизводителям увеличить с 30 до 70 процентов желательно.

В. Легкодух: изменить налоговый кодекс

Полномочный представитель главы администрации Краснодарского края Вячеслав Легкодух отметил:

 — Ксению Леонидовну (представитель МСХ Шевёлкина) здесь бросили на передовой рубеж, и очень сложно слышать эти цифры, которые были озвучены. Например, Краснодарскому краю по традиционным направлениям из 660 миллионов на 2020 год будет выделено всего лишь 135. Мы даже не вписываемся в цифру 45 процентов…

А вы знаете, ведь не столько проблема найти деньги в Федерации, сколько проблема сделать богатыми наши села. Мы вносили свои предложения по корректировке налогового законодательства в части, чтобы предприятия платили свои налоги со своих доходов по месту использования основных фондов, по месту размещения своих производств. Даже если мы будем развивать переработку, даже если мы создадим рабочие места, сельские бюджеты, они не станут богаче, муниципальные образования не станут жить лучше.

Разработать систему стандартов

Программу мы восприняли с воодушевлением. Спасибо за эту программу. Ну, вот на протяжении четырех последних месяцев основная наша задача сошла, к сожалению, к подготовке заявочной документации по направлению современного облика сельских территорий, причем постоянно выдвигаются новые требования по согласованию проектов, к информации, которая запрашивается по различным проектам. Наши предложения в этом плане: разработать систему единых стандартов по оценке и отбору проектов, как это было сделано еще в далекие советские времена. Например, по уровню газификации домовладений, централизованного водоснабжения, удельному весу дорог с твердым покрытием, ну и так далее, количеству койко-мест. И отбор проектов предлагаем производить путем сличения фактического состояния населенных пунктов со стандартами, чтобы видеть реальную ситуацию.

Краснодарский край – это исконно сельский регион. Почти 45 процентов населения– это жители сельских территорий. И даже по сравнению с Московской областью, где 800 крестьянско-фермерских хозяйств, у нас их 14,5 тысячи. И именно эти хозяйства живут на этой земле. И они формируют жизнь этих своих территорий.

П. Антов: будет производство – будет живо село

Павел Антов, председатель комитета по аграрной политике Заксобрания Владимирской области, информировал:

— Я хотел бы отметить содержательное выступление Александра Васильевича (Петрикова), очень приятно узнать, что наука у нас ещё жива. Я считаю, Минсельхозу его надо взять за основу для поправок в свою программу. Но туда бы я хотел добавить один момент. Газификация и водоснабжение – это самые минимальные блага, которые необходимы для того, чтобы люди оставались всё-таки жить на селе, а их пытаются в программе привязать к инвестпроектам, прошу обратить на это внимание. Необходимо это срочно предотвратить и вернуть к прежнему порядку.

Я, как производственник, должен сказать, что надо исходить из производства. Прежде всего производство, и только тогда появятся рабочие места, появятся заработные платы, и только тогда будет оживать село. И если ближе идти к причинам того, о чём мы сейчас говорим, то мы все должны понять, что существует лишь два выхода: либо государство регулирует рынок, либо оно полностью дотирует сельское хозяйство.

И я, наблюдая за цифрами, например, в сельском хозяйстве нашей Владимирской области, обратил внимание на то, что в регионе сельское хозяйство выплачивает ежегодно налогов 1,5 миллиарда. 1,5 миллиарда оно зарабатывает, сельское хозяйство, и 1,5 миллиарда оно получает дотаций. К чему этот круговорот тогда?

В интернете нет слова «доярка»

Может быть, остановиться и просто на годик хотя бы освободить от налогов сельчан, для того чтобы мы увидели более правильное, скажем так, движение средств к оживлению сельских территорий? Ну, и, конечно, нельзя забывать об идеологии. Люди не будут оставаться на селе в то время, когда тот напор массовой информации, который мы видим в телевизорах, те, кто смотрит ещё, совершенно не соответствует образу сельского труженика.

Я недавно зашел в Интернет для того, чтобы посмотреть, что есть на слово «доярка». Такого слова в Интернете нет. Есть слово «доярка из Хацапетовки» и есть такое словосочетание, как «мастер машинного доения». Кто тогда будет гордиться своей профессией?

С. Зудин: области выделили всего 13% от заявки

Ректор Костромской сельскохозяйственной академии Сергей Зудин подчеркнул:

— Отсутствие господдержки, госфинансирования за эти годы привело к значительному оттоку молодёжи из села. В области 50-55 процентов выпускников школ уезжают за пределы территорий. А в сельских поселениях, сельских муниципальных образованиях до 70-80 процентов уезжает молодёжи и, к сожалению, возвращается где-то до 5 процентов.

Программа комплексного развития сельской территории была рассмотрена на профильном комитете с участием Департамента АПК. Проводили «круглый стол» с близлежащими нашими субъектами РФ. И сделали такой вывод: разный уровень развития территорий в этой программе не отражён.

И существует огромное недофинансирование по этой программе. Наша область представляла в федеральный бюджет обоснованные расходы, потребности из федерального бюджета. И вот субсидии выделены всего 13 процентов от заявленного. Если мы такими темпами будем, в кавычках, развиваться комплексно, то мы никакой молодёжи на селе не увидим. Потому что те условия, которые сейчас есть, они молодёжь не удовлетворяют. Нам нужно расширенное софинансирование и большую часть из федерального бюджета для этих целей.

Хорошо, что ипотечное кредитование для сельских жителей до 3 процентов, может быть, даже сделать для молодых специалистов не более 1 процента для всей территории Российской Федерации, чтобы видела молодёжь, что мы её придерживаем.

Проводили мы несколько лет назад форум по развитию сельских территорий с представителями 14 субъектов РФ. Это аграрные вузы приезжали. И молодёжь хочет и может работать на селе. Они переживают за свою землю. Но они ищут такую комплексность в развитии, чтобы было поселение, чтобы было производство и вокруг него всё концентрировалось. Я думаю, больше надо заниматься просветительской работой и самое главное, чтобы было существенное финансирование всех этих программ.

П. Джунковский: Минфин ставит в ступор

Зампредседателя правления Росрыбколхозсоюза Петр Джунковский внес в зал запах морской волны, рыбы, прибоя:

— Независимо от того, пахарь ты или в море ходишь — все живут в основном в сельских территориях. Прибрежная морская территория России — это более 20 тысяч морских миль протяженностью или 40 тысяч километров. И вот на протяжении всех этих территорий находятся более сотен рыболовецких прибрежных территорий. Только на одной Камчатке их более 20 и проживают в них более 190 тысяч человек. И, конечно, условия труда и обеспечения желают лучшего.

В первую очередь — это нормативно-правовая база, она должна быть стабильная. Недавно у нас проходил Всероссийский съезд рыбаков малого, среднего предпринимательства Союза рыболовецких колхозов России, где мы поднимали вопрос о сохранении исторического принципа распределения рыбных ресурсов. Потому что рыбный ресурс является основой развития и предприятий, и, соответственно, тех  поселков, где находятся эти предприятия.

Но вот несовершенство законодательной базы ставит в ступор предприятия рыбопромышленников, потому что мы не можем дальше развивать свою производственную деятельность и, соответственно, сами поселки. Буквально 10 сентября Минфин, согласно протоколу совещания у Первого заместителя Председателя Правительства РФ Силуанова, внес изменения в Налоговый кодекс в статьи 25.1 и 26.1. Это об отмене налоговых льгот в отношении градо- и поселкообразующих рыбохозяйственных организаций — рыболовецких артелей и колхозов. Конечно, это не дает возможности для развития предприятия.

И мы хотели бы и участников круглого стола поддержать о внесении изменений в Налоговый кодекс, чтобы иметь стимулы для обеспечения продовольственной безопасности России.

Л. Бондаренко: ключевая проблема – финансирование программы

Заведующая отделом социального развития сельских территорий, член-корреспондент РАН ВНИЭСК Людмила Бондаренко поделилась своими соображениями:

— По обсуждаемой программе можно сделать много замечаний, нареканий, но ключевой проблемой является проблема ее финансирования.

По паспорту программы предусматривалось направить 2 триллиона 300 миллиардов рублей на реализацию программы. При этом основная нагрузка ложится на федеральный бюджет – 46 процентов – это 1,1 триллиона рублей.

Много это или мало? С одной стороны, это много, потому что это в 12 раз больше в расчете на год, чем было выделено по двум предыдущим программам социального развития села и устойчивого развития сельских территорий. Но, с другой стороны, для того чтобы этот объем финансирования соответствовал, был адекватен поставленным амбициозным целям в программе, эти цели почему-то сформулированы не в паспорте, когда открываешь индикаторы, а в ее ведомственной целевой программе «Облик сельских территорий», которая тоже, одна из странностей программы, почему-то относится к процессуальной, то есть не основной части госпрограммы, когда она должна быть впереди, поскольку она поглощает 60 процентов расходов федерального бюджета.

Но, как там сформулирована цель? Обеспечение комфортных условий жизнедеятельности, сравнимых с городскими, значит, за 2,3 триллиона рублей. Но цена вопроса совершенно другая. Эту цену вопроса озвучил министр сельского хозяйства в Воронеже накануне утверждения программы в мае, где состоялась выездная сессия правительственной комиссии по АПК и развитию сельских территорий. Это 6 триллионов рублей. Но я бы даже сказала, что это не цена этого вопроса – догнать город, а, как сам же Патрушев озвучил, это для удовлетворения самых необходимых нужд.

Мы делали соответствующие расчеты, используя нормативный метод, еще в 2014 году, когда стартовала программа устойчивого развития, там тоже была эта амбициозная цель – создать комфортные условия, правда, не осмелились приближать их к городскому уровню. Мы тогда писали, что требуется 6 триллионов, а получается, что Патрушев как бы завышает эту потребность, потому что 6 триллионов на основе обслуживания 133 тысяч сельских населенных пунктов эта цифра получена, это для удовлетворения самых необходимых нужд.

В результате Минфин доводит финансирование до Минсельхоза, где финансируются только базовые обязательства, то есть хвосты по предыдущей программе, по мероприятиям программы устойчивого развития и ни рубля не выделяется на новую программу. Что предлагает Минфин? А говорит: а вот есть другие государственные программы отраслевые. Мы знаем, их очень много, в которых есть мероприятия по селу, реализуемые полностью или частично, и есть национальные проекты.

Вот давайте отчитаемся по программе комплексного развития мероприятиями и показателями из тех других госпрограмм и национальных проектов. Но это означает подмену! Те мероприятия, они мыслились как дополнительные. А что нужно реальному, так сказать, труженику села? Ему не отчетность нужна, не отчетность, а реальные перемены.

В последние два дня ситуация несколько, так сказать, подправилась, но она не дает коренных перемен. Хотелось бы призвать депутатов Государственной Думы, и прежде всего аграрный комитет, чтобы при обсуждении проекта федерального закона о бюджете отстаивать все-таки интересы сельских территорий.

Кроме того, мы присоединяемся к мнению Александра Васильевича Петрикова о необходимости закона о развитии сельских территорий, где надо было бы статью расходов в федеральном бюджете на эти цели сделать защищенной статьей расходов.

Е. Трескова: Опыт «Уральской деревни» — регионам

Зампредседателя Комитета по аграрной политике Заксобрания Свердловской области Елена Трескова отметила:

— Я бы хотела, чтобы поддержали предложение Петрикова Александра Васильевича о том, что нам нужен закон. Программа – это программа. Есть деньги, мы даем их, нет денег, значит, мы не даем. Закон – это закон.

Поэтому я немножко о нашем региональном опыте, о региональной составляющей. С 2007 года мы разработали программу, губернатор был инициатором, а я была руководителем рабочей группы по разработке концепции, а затем программы «Уральская деревня». У нас тысяча 800 сельских населенных пунктов, и по каждому из них сделан был паспорт, по каждому из них была сделана программа социально-экономического развития. (14 направлений, касающихся и связи, и торговли, то есть все то, что нужно сельским жителям). И мы планомерно двигаемся вперед. Поэтому села у нас сохраняются, молодежь остается.

Ежегодно на программу из нашего бюджета мы направляем 8 миллиардов рублей. И если посмотреть составляющую на развитие агропромышленного комплекса, это 3,5, а Федерация нам дает 1,5 миллиарда. Мы своих областных денег 3,5 миллиарда, иногда 4 получается, если перевыполнение бюджета, то Российская Федерация нам дает только 1,5 миллиарда. И 5 миллиардов мы направляем на социальное развитие села. Координатором программы является Министерство агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области.

Что я хочу предложить? Я хочу предложить, чтобы наш опыт тоже был изучен более внимательно. Он очень ценный и очень важный, потому что он дает конкретные результаты. И я думаю, что нам всем надо действительно задуматься о разработке закона, и хорошего закона.

А. Ситников: программа сырая, необходимо доработать

Председательствующий Алексей Ситников подытожил:

— Конструктивно поработали. Действительно в ходе формирования проектов и обсуждения у нас возникают некоторые пока разочарования, но, тем не менее, мы понимаем, что программа сырая, её необходимо доработать, дорабатывать всем вместе и, самое главное, эффективно реализовывать.

В течение двух недель ждём от вас письменные предложения в рекомендации нашего круглого стола, и после их обработки они будут направлены в органы федеральные и региональные органы законодательной и исполнительной власти.

Справка из материалов к круглому столу

Согласно результатам исследования, для решения первоочередных задач сельских территорий, требуется более 6 триллионов рублей.
Это предварительная оценка, и она включает в себя следующие направления:

— на развитие инженерной инфраструктуры – порядка
2,1 триллиона рублей, в том числе: газоснабжение — 1 360 млрд рублей.; водоснабжение – 390 млрд рублей.; водоотведение – 350,5 млрд рублей;

— на повышение качества дорожной инфраструктуры – более
2 триллионов рублей (2 050 млрд рублей);

— улучшение жилищных условий сельского населения – более
900 млрд рублей;

— на развитие образования – 693,4 млрд рублей;

— на повышение доступности объектов культуры – 200 млрд рублей;

— на расширение доступа к спортивным объектам – 41,7 млрд рублей;

— на развитие системы здравоохранения (только первичная медицинская помощь) – 31,3 млрд рублей.

P.S. Дело за Министерством финансов Российской Федерации. Регионы ждут денег.

 

На снимках: во время круглого стола

Фото автора и портала ГД

Автор: Александр РЫБАКОВ, «Крестьянские ведомости»

БАНЕРЫ

Галерея фотографий